|
Святители московские:
Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген.
Икона XX в. |
Ко времени прибытия святителя Филарета в Москву будущая резиденция
его, за исключением "изменений", внесенных пожаром 1812 года, по-прежнему
имела вид обширной усадьбы, расположившейся на левом берегу реки
Неглинной и питаемых ею Самотечных прудов. Близ западной части ограды
Подворья, над крутым берегом пруда возвышалась богато изукрашенная
резным узором белокаменная Троицкая церковь. За восточной частью
ограды, в нескольких сотнях метров от нее, над верхушками деревьев
и крышами домов видна была увенчанная двуглавым орлом граненая вертикаль
Сухаревой башни. Сад с прудом, убогонькие бревенчатые флигели, арендованные
окрестными жителями огороды - тихий, укромный и очень далекий
от шума "большой жизни" уголок, восстановленный после учиненного
французскими войсками разорения.
Поселился святитель на втором этаже бывших архимандричьих - а
ныне уже архиерейских - палат. Его личные покои (их планировка и
до настоящего времени сохранилась практически в неизмененном виде),
небольшие, скромно обставленные, занимали восточное крыло здания.
Моленная, спальня, рабочий кабинет, буфетная и гардеробная - ничего
лишнего. "Простота и убожество его жилища удивляли своим несоответствием
с высотою его положения. Голые деревянные стены с простыми народными
седалищами в Гефсимании, старинные, простые, не обширные и не во
вкусе нынешнего века убранные келии в Лавре и в Москве, сохранившие
один неизменный вид едва ли не со времен митрополита Платона, и вся
прочая обстановка, в высшей степени простая,- все это представлялось
загадочным и труднообъяснимым для многих, знавших, что кафедра московская
и Лавра Троицкая имели полную возможность без малейших затруднений
уготовать своему предстоятелю и настоятелю жилище, вполне соответствующее
требованиям времени и его великому положению". (10)
Тут же, рядом со святительскими покоями, располагались канцелярия,
две комнаты секретаря и комната келейника. Передняя, зала, гостиная
и другие, наибольшие по площади помещения, предназначались для приема
многочисленных посетителей. В западном крыле находилась домовая
церковь. На первом этаже были устроены келии насельников Подворья
(за всю историю его существования их никогда не было больше восьми
человек), а также келии для приезжающей из Лавры братии, служебные
помещения и канцелярия подворского эконома.
|
Епископ Филарет (Дроздов).
Художник Н.Д. Шпревич. Вторая четверть XIX в. |
День владыки неизменно начинался утренним богослужением в домовой
церкви. После утрени и обедни - чай. Затем служебные занятия, продолжавшиеся
до 2 часов дня: ни одной бумаги митрополит Филарет не подписывал,
не ознакомившись тщательнейшим образом с ее содержанием. В 2 часа
подавали обед - очень легкий и неизысканный. "Трапеза его всегда
скудная и убогая, всегда без вина. Мало рыбы, мало хлеба, мало простых
земли произведений, мало воды с чаем - сие довлело к поддержанию
его тела, порабощенного духом",- вспоминает в своей книге о святителе
архимандрит Григорий, часто посещавший его на Подворье. (11)
"После обеда час-два отдыха, а отдыхом называется чтение. После
такового отдохновения - опять дела, переписка, доклады. Два дня
в неделю (вторник и пятница) работа с обоими викариями, независимо
от частых с ними занятий... по другим дням. Если бы возможно было
исчислить время, которое употребляется им на личные и письменные
сношения ... да если присовокупить к этому частое служение, соборное
и домашнее, освящение церквей, приготовление проповедей, встречи
царственных посетителей, испытание воспитанников академий и семинарий,
посещение светских училищ и т. д., то сколько же останется досуга
на успокоение от забот, на пищу, сон и редкие беседы с посетителями!
Как полон его день трудов и подвигов, как коротка его ночь!" - пишет
близко знавший архипастыря драматург и поэт Н. В. Сушков в своих
"Записках о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского".
(12)
"Являясь на Троицкое подворье с недельным рапортом,- вспоминал
архиепископ Харьковский и Ахтырский Амвросий (Ключарев; † 1901),-
обыкновенно в пятницу в четвертом часу, я не каждый раз видел владыку,
а когда видел, всегда заставал его в тихом одиночестве и за делом:
лежа на диване в черном подряснике и скуфейке, опоясанный кушаком
из белого крепа, он просматривал духовные журналы или епархиальные
ведомости, делая в них разные отметки карандашом; иногда писал письмо".
(13)
|
Архиерейский орлец.
(Из собрания предметов, принадлежавших святителю Филарету). |
Современники святителя единодушно поражались его работоспособности.
Ежедневные и ежечасные труды прерывались лишь для богослужений.
Их митрополит Филарет никогда не пропускал. Если был здоров, служил
сам, когда болел, молился в алтаре при служении заменявшего его
в таких случаях подворского эконома.
Казалось бы, при таком обилии дел по управлению епархией, при
"таком долгом дне и такой короткой ночи", когда мог находить митрополит
время еще и для приема посетителей, страждущих, "чающих исцеления",
жаждущих слышать от него слово утешения и назидания, просто желающих
получить от него благословение? Но время находилось (бывали случаи,
когда владыка не отказывал в приеме даже в 2 часа пополуночи), и
не было различия между знатными и простыми, богатыми и бедными.
Приемы эти по своему характеру разделялись на официальные, посвященные
решению различного рода деловых вопросов, и неофициальные - "домашние".
Официальные назначались, как правило, на первую половину дня
- с 9 часов утра до 2 часов пополудни. Святитель встречал посетителей
в приемном покое, одетый в рясу, голову венчал белый митрополичий
клобук. По заведенному порядку дважды в неделю являлись к нему викарии
Московской епархии с рапортами и отчетами, еженедельно - ректоры
духовных школ. Приходили с отчетами благочинные, священники - с
образцами проповедей, произнесению которых митрополит Филарет, сам
прекрасный проповедник, придавал всегда большое значение.
|
Наместник Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев).
Литография. 1864 г. |
Круг посетителей его, впрочем, был весьма широк и разнообразен
и отнюдь не ограничивался людьми духовного звания. Политики, ученые,
писатели и поэты - кто только не навещал "природного Патриарха"
на Троицком подворье! Архимандрит Григорий, приехавший поздравить
митрополита с днем его небесного покровителя 1 декабря 1839 года,
обнаружил, что экипажи вельмож "запрудили Троицкую улицу и площадь
Подворья". (11) Не раз удостаивалась скромная митрополичья резиденция
и посещения членов царской фамилии. "Сретение Великих Князей Николая
и Михаила Николаевичей, пишет святитель Филарет своему близкому
и дорогому другу, наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту
Антонию (Медведеву; † 1877) в письме от 9 августа 1850 года,- затрудняет
меня по времени и по моей немощи... Между тем добрый князь Сергей
Михайлович, вчера быв у меня, подал мне мысль, что я мог бы предложить
Великим Князьям трапезу у меня, и, если нужно, предлагает своего
кондитера. Вы знаете, что я невежда в делах сего рода. Напишите
мне, что думаете обо всем, что теперь пишу. А о трапезе, думаю,
напишите обстоятельное приказание здешнему эконому, или кого-нибудь
для сего пришлите к надлежащему времени". (14) И ему же в другом
письме от 7 декабря 1862 года: "В первый день декабря я получил
от Их Императорских Величеств Евангелие и Крест в мою домовую церковь,
которую они за несколько дней пред тем благоволили посетить". (14)
Нередко случались визитеры и совсем иного рода. Так, в мае 1866
года на Подворье побывал приехавший в Москву по поручению комитета
сближения Англиканской и Русско-Греческой церквей епископ, примас
Шотландии лорд Морай Росс. Предметом разговора было миропомазание
в Англиканской церкви, беседа продлилась несколько часов. В течение
ее епископ было заметил, что боится долее утомлять Его Высокопреосвященство,
но митрополит Филарет ласково возразил ему: "Мы более не увидимся:
побудемте же вместе, сколько можем". "В своей брошюре о посещении
России лорд-епископ так отзывается о нашем святителе: "Я полагаю,
что нет в целой русской империи более уважаемого, более справедливого
и вообще более любимого человека, как почтенный Филарет"". (15)
|
"Как полон его день
трудов, как коротка его ночь!". Портрет святителя Филарета
(Дроздова) в келии Гефсиманского скита.
Вторая четверть XIX века. |
В такой оценке митрополита Филарета англиканский епископ оригинален
не был - сходное впечатление возникало едва ли не у всех, кому выпадало
счастье разговаривать с ним либо просто слушать его речи. Интересно
замечание современного биографа святителя - почившего митрополита
Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева; † 1995): зачастую,
явившись на прием, "посетитель вдруг испытывал какой-то, подчас
прямо-таки рабский, страх и робость и даже... невольно становился
перед московским владыкой на колени и кланялся ему в ноги".
Архиепископ Симбирский и Сызранский Феодотий (Озеров; † 1858)
в бытность в Москве по случаю коронации Александра II говорил: "Служил
я в Петербурге, посещал вельмож, царей, все ничего; а когда вошел
на Троицкое подворье, откуда взялась робость". А архимандрит Пимен,
едва только вступил на ступеньки лестницы, ведущей в зал ожидания,
почувствовал себя "ни живым, ни мертвым". Бывали, впрочем, и такие,
что входили к святителю с "форсом", а после беседы с ним уходили
смиренными. "Вошел павлином,- рассказывает о себе архимандрит Симеон,-
а вышел вороной"". (16)
Нечто подобное произошло и с пастором Юнгом, приехавшим в Россию
из Нью-Йорка и в марте 1864 года посетившим митрополита. По воспоминаниям
Н. В. Сушкова, самоуверенный в начале встречи пастор, прощаясь с
владыкой, "смиренно опустился на колени, попросил его благословения
и невольно поцеловал руку благочестивого старца". (12)
Впрочем, первое чувство страха почти всегда сменялось у посетителей
другими - восторга и умиления. После беседы с митрополитом человек
невольно убеждался, что "под личиной властной и строгой была сокрыта
добрая, нежная и любящая душа". (16)
|
Письмо святителя
Филарета наместнику и братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Рукопись. Автограф. 4 декабря 1860 г. |
Следует отметить, что четко разграничивались приемы официальные
и неофициальные. Но это не совсем так: - четкого разграничения приемов на официальные и неофициальные владыкой не проводилось: и официальные святитель нередко
превращал по собственному произволению в "домашние". В таких случаях
он, как правило, ожидал гостей в служившей гостиной "долгой
комнате", выходившей окнами на огороды северной части Подворья.
Попадавшие сюда обычно заставали митрополита Филарета лежащим на
диване и читающим духовную литературу. Некоторые удостаивались приглашения
на чай или обед, которые подавались в галерее - узкой длинной комнате
в северной анфиладе, сообщавшейся с "долгой" гостиной и парадным
залом. И при том, что собственный стол владыки отличала граничащая
с аскетизмом скромность, трапеза, подававшаяся гостям, всегда была
изысканной и изобильной - святитель умел быть добрым, радушным хозяином.
"Для гостей,- читаем мы в "Записках..." Н.В. Сушкова,- трапеза его
всегда сытна и лакома. Мне случалось обедать у него по посвящении
некоторых из викариев. Роскошь! Все, что бывает лучшего и дорогого
- на блюде; вина отличнейшие, десерт великолепный. Хозяин, однако,
мало из этого вкушает; ему подают его обыкновенную пищу. Угощение
сопровождается стройным пением духовного хора". (12) За столом митрополит,
рассказывает архимандрит Григорий, был говорлив и весел, вел "речи
отборные, ясные, округленные, интересные". (11)
Но, конечно, не радушие и умение вести "отборные речи" привлекало
к святителю множество наиразличнейших людей, не это стяжало ему
славу "природного Патриарха"... Митрополита Филарета "звали мудрым
отцом, то милостивым, то грозным, смотря по тому, чем легче достигалось
благо Церкви и ее членов,- отцом, доступным во всякое время дня
и ночи". (17)
Перечислить все случаи его помощи, милости к пасомым, благотворного
влияния на их судьбы, попечения о них невозможно. Рука святителя
щедро одаривала обездоленных, слово его целительным теплом врачевало
скорбные души...
Священник И. Шаров вспоминает, как офицер, явившийся в неурочный
час на Подворье, обратился к митрополиту с просьбой дать заимообразно
две тысячи рублей. Не спросив причин, имени или хотя бы места службы
просителя, владыка выдал просимую сумму. Офицер вернул долг через
два года, признался в растрате и в том, что спасен был владыкой
от позора и смерти. (18)
|
Митрополит Московский
и Коломенский Филарет (Дроздов).
Литография. 1853 г. |
"Увеличение смертности увеличило и сиротство, беспомощность и
бедность; а все это как взывало к благотворительности, так и вызывало
усиление ее. И Москва, благотворительная и в обыкновенное время,
в рассматриваемое скорбное время (холера 1830-1831 годов)
явила в этом отношении достоподражаемый пример для всех времен и
городов. Пример благотворительности, как мы видели, подал сам государь
император в бытность свою в Москве. Филарет также пожертвовал значительную
сумму денег (1000 рублей) на устройство благотворительного учреждения
при Троицкой церкви, в приходе коей состоит Троицкое подворье".
(19)
В 1841 году священнику Бронницкого уезда, пострадавшему от пожара
и пришедшему к нему за помощью в чужой старой рясе, святитель Филарет
не только помог деньгами, но и подарил собственную шерстяную рясу,
сказав: "Вот тебя ряса от меня; я вижу, на тебе чужая". (20)
Не менее интересный пример благотворительности святителя приводит
в его жизнеописании митрополит Иоанн (Снычев).
Бедный дьякон приехал в Москву хлопотать по служебным делам.
По мере хождения по различным церковным инстанциям не только деньги
из тощего дьяконского кошелька перетекли в карманы мздоимцев, но
и дело его, в общем-то пустяковое, оказалось раздутым до чрезвычайности,
стало приобретать характер "неразрешимый". Митрополит Филарет, узнав
об этом, взыскал со взяточников сумму вчетверо большую той, что
была выманена у дьякона, и отдал ему со словами: "Это тебе, дьякон,
за твое терпение. Ступай домой и оставайся на месте, в нуждах твоих
обращайся прямо ко мне". (16)
Вообще как характерную черту владыка Иоанн отмечает обыкновение
святителя совершенно не считать своих денег и даже не касаться до
них. Финансами при нем заведовали частью Лавра, частью эконом Подворья,
частью секретарь. (16) Между тем из собственных средств владыки
"почти ежедневно... выдавались пособия не только в Москве, но и
рассылались повсюду. Кроме единовременных пособий, выдавались еще
некоторым лицам как бы ежемесячные пенсии, благодетельствовавшие
сотни весьма почтенных семейств, случайно впавших в бедность". (21)
|
Вид Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры с юго-восточной стороны.
Литография Бишебуа. Середина XIX в. |
|
Выезд императора
Николая I. Вид на Чудов монастырь с Алексиевским собором
и Малым Николаевским дворцом.
Художник П.А. Герасимов. Середина XIX в. |
"Когда митрополит возвращался откуда-нибудь,- вспоминает Н. Гиляров-Платонов,-
его большей частью дожидались уже нуждающиеся во вспоможении, и
Святославский (секретарь святителя) был обыкновенным раздателем
милостыни". (16)
Но была и другая причина, побуждавшая людей постоянно прибегать
к святителю Филарету в своих скорбях, телесных и душевных недугах
- это слава замечательного молитвенника, при том, что подвиг внутреннего
делания его был в полном смысле этого слова тайным.
|
Вид Иверских ворот
и часовни со стороны Воскресенской площади.
Литография по рисунку И.Е. Вивьена. 1850-е гг. |
По свидетельству архимандрита Вениамина, "почитатели митрополита
Филарета любили посещать Крестовую церковь, в которой нередко служил
и сам владыка. Здесь они обыкновенно говели и исповедовались и приобщались,
принимая Святые Дары от самого святителя". (21) Таковых почитателей
было немало. Увидев московского архипастыря, как писал архимандрит
Григорий, "нельзя было не прославить Бога, дивного в рабах Своих;
а потому и когда он служил, храмы наполнялись народом". (11).
"Митрополит Филарет читал канон пред царскими вратами смиренно,
как монах пустынный,- вспоминает он об одном из служений святителя
на Сухаревском подворье,- читал ясно, но без экспрессии, монотонно,
как читал бы простой неученый иеромонах. Меня это удивило. Сколько
я слыхал ученых настоятелей, обыкновенно читают этот канон с выражением.
Филарет ли не умел бы прочитать канон святого Андрея ораторски?"
(11) "Простые", благоговейные молитвы святителя производили на людей
действие удивительно сильное, благотворное. Многочисленны свидетельства
о случаях явления чудесной помощи по его молитвенному предстательству,
рассказы о них передавались из уст в уста, и часто звучали в трудные
минуты и во дворцах вельмож, и в домах простолюдинов "заветные"
слова: "На Троицкое подворье... К митрополиту Филарету..."
|
Венчание на царства
(коронация) в Успенском соборе Московского Кремля.
Неизвестный художник. XIX в. |
Вот лишь несколько примеров такого рода.
"Идя однажды на Троицкое подворье, Н. Н. встретила незнакомую
ей женщину, которая очень горько плакала. На вопрос о причине ее
горести она отвечала, что ее муж ужасно пьет запоем и что она ходила
просить о нем святых молитв митрополита Филарета, но ее не допустили
до него. Сжалившись над ней, Н. Н. говорит, чтобы она в то время,
как владыка поедет на служение, подошла принять благословение и
сказала владыке про своего мужа и попросила молиться о нем. Обрадованная
таким советом, она исполнила его при первом же случае, и что же?
В скором времени муж ее совершенно избавился от запоя".
"Девица А. имела обыкновение читать Псалтырь, но в одно время
она как будто забыла свое правило и в продолжение нескольких дней
не исполняла его. В скором времени она видит во сне, что владыка
совершает Божественную литургию в церкви Троицкого подворья и по
окончании оной начинает благословлять народ, но когда А. подошла
для принятия его благословения, владыка спрашивает ее: "Ты читаешь
Псалтирь Давида?" А., совестясь при народе открыть правду, отвечала,
что читает, на что владыка говорит: "Полно, так ли?" А., удивленная
прозорливостью владыки, призналась, что уже несколько дней не исполняет
своего правила, тогда владыка сказал: "Ты должна читать без отлагательства
каждодневно", при этом она и проснулась".
"В одном дворянском семействе брат с сестрой были разного мнения
о владыке: сестра очень почитала его, но брат позволял себе говорить
о нем без всякого уважения.
Однажды между ними зашел разговор о прозорливости владыки, и
брат, нисколько не доверяя этому, вознамерился испытать оную обманом
и, несмотря на просьбу сестры оставить это намерение, оставался
непреклонным.
|
Император Александр
II Николаевич.
Художник А.А. Харламов. 1874 г. |
Вот однажды, одевшись в самое бедное платье, он отправился в Троицкое
подворье. Когда вышел владыка, брат говорит владыке, что его посетило
несчастье: поместье сгорело и он находится в крайности. Выслушав
это, владыка удалился во внутренние покои и вынес пакет с деньгами,
который и отдал ему с сими словами: "Вот вам на погоревшее имение".
По возвращении домой он показывает полученные от владыки деньги
и с восторгом рассказывает обо всем подробно, чем сестра его ужасно
была огорчена. На другой день он получил известие, что в тот самый
день и час, в который он был у владыки, в его поместье сгорела часть
его имения и именно на ту сумму, какую он получил от владыки. Это
событие ужасно его поразило, и он немедленно поехал ко владыке,
рассказал обо всем чистосердечно и со слезами просил простить. С
этого времени он верил в прозорливость владыки и очень уважал его".
"Простудившись, Н. Н. очень сильно заболела, ее уже особоровали
и ожидали кончины. В это время брат ее был на Троицком подворье,
просил владыку через секретаря помолиться о болящей. Владыка прислал
ей масла и святой воды, но на другой день она пожелала непременно
иметь образок от владыки, посему одна из ее родственниц отправилась
на Троицкое подворье. Так как владыка в этот день никого не принимал
по случаю болезни, то родственница просила секретаря владыки передать
ему просьбу больной. Владыка выслал для больной образок преподобного
Сергия, и как только одели оный на нее, больная заснула крепким
сном, продолжавшимся шесть часов. Проснувшись, она почувствовала
себя гораздо лучше и вскоре выздоровела". (22)
Таким образом, благодаря любви народной, которую стяжал почитавшийся
многими за святого еще при жизни митрополит Филарет, постепенно
Троицкое подворье, тихое и укромное, становилось в Москве местом
все более известным и посещаемым. Иными словами, отблеск славы "природного
Патриарха" падал и на его резиденцию...
И вряд ли стоит удивляться тому, что история Подворья за период
пребывания на нем святителя Филарета - по сути, не более, чем история
жизни этого архипастыря, выдающаяся личность которого естественно
заслонила собой образы немногочисленных подворских насельников.
|
Портрет матери святителя
Филарета Евдокии Никитичны Дроздовой.
Первая половина XIX века. |
Впрочем, жил на Подворье, а точнее, в непосредственной близости
от него и человек, не упомянуть о котором невозможно.
Речь идет о матушке митрополита - Евдокии Никитичне Дроздовой, перевезенной
им в 1844 году из Коломны в Москву. Поселившись в специально купленном
для нее деревянном домике за оградой Подворья, почти напротив его
святых врат, Евдокия Никитишна вела жизнь уединенную, почти монашескую,
часто говела и всегда приобщалась в домовой церкви митрополичьих
палат. Скоро, правда, матушка занемогла, и тогда нередко можно было
видеть святителя спешащим через просторный двор к ее домику. 20
марта 1853 года она скончалась. По словам Н. В. Сушкова, святитель
Филарет, мирно покорный судьбам Божиим, "без рыданий принял последний
вздох усопшей, без рыданий отдал последний долг отшедшей из времени
в вечность. Твердо бодрствуя на молитве поминовений и погребения,
обрел в душе своей силы встретить гроб на кладбище, проводить до
могилы, посыпать перстию персть и кротко-сиротливо возвратиться
в свою келию к обычным трудам и подвигам". (12)
Между тем не так долго оставалось нести бремя своего служения
на земле и самому митрополиту Филарету. Бесконечные труды, бессонные
ночи до чрезвычайности ослабили его, болезни сменяли одна другую.
В январе 1866 года, за год до своей смерти, святитель пишет архимандриту
Антонию: "Много времени теряю в отдыхе; в пасмурный день и при огне
много не могу читать, или читаю с трудом, так же и пишу. Между тем
непокойный век умножает дела; происходят медленность, и может иногда
быть пропущено время, благоприятное для успеха в деле и невозвратимое
для сего. Тяжелы иногда дела делаемые, но еще тяжелее дела ожидающие
и упрекающие за медленность...". (14)
|
Митрополит Московский
и Коломенский Филарет (Дроздов).
Художник Н.Д. Шпревич. 1861 г. |
В ночь на 17 сентября 1867 года, находясь в Лавре, митрополит
Филарет чудесным образом был оповещен о приближающейся кончине.
Владыке явился во сне его покойный отец и сказал: "Береги девятнадцатое
число". Воспринявший это предвестие как истинное, святитель там
же, в Лавре, 19 сентября приобщается Святых Таин. Вскоре он возвращается
на Троицкое подворье и уже не покидает его до самой смерти. 19 октября
владыка вновь приобщается Святых Таин.
...Приближается 19-й день следующего месяца, ноября. Незадолго
до него святитель почувствовал себя бодрее обыкновенного и, улыбаясь,
многим говорил: "Перед кончиной старые люди всегда чувствуют себя
свежее и легче...". (16) На переданную ему просьбу одной почтенной
дамы принять ее он ответил: "Пусть приедет, только прежде девятнадцатого
числа". (24)
19-е выпало на воскресенье. Святитель в этот день сам совершил
литургию в домовой церкви Подворья и служил, по свидетельствам присутствовавших,
бодро и громогласно. После литургии он удалился в свои покои и принялся
за дела. В половине второго часа, когда митрополит против обыкновения
не вышел к обеду, его келейник иеродиакон Парфений, войдя в митрополичьи
покои, увидел святителя в коридорчике, узком проходном помещении
без окон рядом со спальней, как бы коленопреклоненным. Митрополит
Филарет был мертв. (16)
Вскоре "удар большого кремлевского колокола, раздавшийся в необычное
время, возвестил жителям первопрестольной о кончине великой жизни.
<...> Печальная весть быстро огласилась, и население Москвы устремилось
на поклонение почившему архипастырю". (26)
|
Архиепископ Харьковский
и Ахтырский Амвросий (Ключарев).
Фотография. Конец XIX в. |
"По приезде на Подворье,- пишет в своих воспоминаниях архиепископ
Амвросий (Ключарев),- введен был в кабинет в Бозе почившего святителя
и там я земно поклонился ему. На него (он положен был на диван)
надет был подрясник из материи муар-антик, скромного "дикого" цвета,
и пояс с шелковыми цветами по белому фону. Владыка казался необыкновенно
мирен: вот истинный угодник Божий, столь славно и полезно потрудившийся
для Православной Церкви! <...>
Честное тело его перенесено мною вместе с другими в большую залу,
где облачено было во все архиерейское облачение - то самое, в котором
он совершал того же дня (воскресенье) последнюю Божественную литургию.
<...>
Панихида была совершена преосвященными викариями в присутствии
генерал-губернатора, а на другой день (20-е число), по внесении
тела маститого святителя в Крестовую церковь, литургия и панихида
в ней отслужены соборне мною с протоиереями, иеромонахами и священниками".
(13)
Привезенный из Лавры архимандритом Антонием изготовленный заранее
по просьбе самого митрополита Филарета кипарисный гроб был поставлен
в домовой церкви Подворья. И три дня в 1 час пополудни и в 8 часов
вечера совершались здесь панихиды. Ежедневно несметные толпы москвичей
заполняли Подворье, оплакивая любимого святителя. А 23-го, в 10
часов утра, в присутствии всего московского духовенства, архимандритов
и настоятелей ставропигиальных, московских и уездных монастырей
началась Божественная литургия, совершавшаяся митрополитом Киевским
и Галицким Арсением (Москвиным; † 1876) в сослужении 6 архипастырей.
В полдень зазвонили колокола церкви преподобного Сергия Радонежского:
Троицко-Сухаревское подворье прощалось со своим великим насельником.
И еще долго воспоминание о святителе вызывало у обитателей и посетителей
сего места - у кого вздох, у кого слезы, у кого тихое и радостное
умиление. Гроб с усопшим в тот же день был перенесен в Алексиевский
храм Чудова монастыря, а затем на девятый день после кончины святителя
- в Лавру преподобного Сергия, где священноархимандрит обители и
обрел место своего упокоения.
|
Панорама Московского
Кремля от Боровицких ворот до Иоанновской Соборной площади.
Художник Д.С. Индейцев. 1850-е гг. |
|
Троицкий собор Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры.
Вид со стороны Никоновского придела и Серапионовой палаты.
Литография. 1860 г. |
|
Внутренний вид Алексиевской
церкви Чудова монастыря в Московском Кремле.
Художник С.М. Шухвостов. 1849 г. |
"В годовщину кончины его,- рассказывает в своей книге о святителе
архимандрит Григорий,- то есть 19 ноября 1868 года, в Крестовой
подворской церкви совершена мною по распоряжению Преосвященного
Игнатия (Рождественского; † 1883), епископа Можайского, заупокойная
литургия и панихида соборне. В ночь на это число почивший владыка,
виденный мною в рясе и белом клобуке, благословил меня, а по сторонам
его находились какие-то другие два иерарха, покрытые белым облаком.
|
Портрет святителя
Филарета (Дроздова).
Третья четверть XIX в. |
Благословение его принял я как залог Божия ко мне милосердия
и как неложное знамение, что святая душа его во благих водворяется...".
(11)
Последующая история Подворья была бы не полна, если бы мы не
упомянули тех, кто в разные годы своего земного служения посещал
это место и проживал здесь. Вот имена лишь некоторых из них: святитель
Игнатий (Брянчанинов; † 1867) - подвижник благочестия, автор многочисленных
творений, аскет и учитель христианской жизни; священномученик Владимир
(Богоявленский; † 1918) - строгий и мудрый архипастырь, пламенный
проповедник, организатор духовного просвещения народа Божия, с 1898
по 1912 год занимавший московскую кафедру, первый из русских архиереев
новой эпохи гонений принял мученический венец; святитель Макарий
(Невский; † 1926) - ревностный миссионер, просветитель алтайского
края, молитвенник и аскет, занимавший с 1912 по 1917 год московскую
кафедру.
|
|
Портрет митрополита
Московского и Коломенского Макария (Невского)
|
Портрет епископа
Кавказского и Черноморского Игнатия (Брянчанинова) |
Следует отметить также, что до революции Главный дом Подворья
неоднократно посещался царствующими особами: императором Александром
II с супругой императрицей Марией Александровной; наследником престола
Николаем Александровичем; новомучеником
и исповедником Российскими мператором Николаем II; великой княгиней Елисаветой
Феодоровной, преподобномученицей.
В 1913 году Подворье посетил Патриарх Антиохийский Григорий,
приехавший на торжества по случаю 300-летия Дома Романовых.
|