Расширенный поиск
История
ТРОИЦКОЕ ПОДВОРЬЕ ПРИ СВЯТИТЕЛЕ ФИЛАРЕТЕ
Святители московские: Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген.
Икона XX в.

Ко времени прибытия святителя Филарета в Москву будущая резиденция его, за исключением "изменений", внесенных пожаром 1812 года, по-прежнему имела вид обширной усадьбы, расположившейся на левом берегу реки Неглинной и питаемых ею Самотечных прудов. Близ западной части ограды Подворья, над крутым берегом пруда возвышалась богато изукрашенная резным узором белокаменная Троицкая церковь. За восточной частью ограды, в нескольких сотнях метров от нее, над верхушками деревьев и крышами домов видна была увенчанная двуглавым орлом граненая вертикаль Сухаревой башни. Сад с прудом, убогонькие бревенчатые флигели, арендованные окрестными жителями огороды - тихий, укромный и очень далекий от шума "большой жизни" уголок, восстановленный после учиненного французскими войсками разорения.

Поселился святитель на втором этаже бывших архимандричьих - а ныне уже архиерейских - палат. Его личные покои (их планировка и до настоящего времени сохранилась практически в неизмененном виде), небольшие, скромно обставленные, занимали восточное крыло здания. Моленная, спальня, рабочий кабинет, буфетная и гардеробная - ничего лишнего. "Простота и убожество его жилища удивляли своим несоответствием с высотою его положения. Голые деревянные стены с простыми народными седалищами в Гефсимании, старинные, простые, не обширные и не во вкусе нынешнего века убранные келии в Лавре и в Москве, сохранившие один неизменный вид едва ли не со времен митрополита Платона, и вся прочая обстановка, в высшей степени простая,- все это представлялось загадочным и труднообъяснимым для многих, знавших, что кафедра московская и Лавра Троицкая имели полную возможность без малейших затруднений уготовать своему предстоятелю и настоятелю жилище, вполне соответствующее требованиям времени и его великому положению". (10)

Тут же, рядом со святительскими покоями, располагались канцелярия, две комнаты секретаря и комната келейника. Передняя, зала, гостиная и другие, наибольшие по площади помещения, предназначались для приема многочисленных посетителей. В западном крыле находилась домовая церковь. На первом этаже были устроены келии насельников Подворья (за всю историю его существования их никогда не было больше восьми человек), а также келии для приезжающей из Лавры братии, служебные помещения и канцелярия подворского эконома.

Епископ Филарет (Дроздов).
Художник Н.Д. Шпревич. Вторая четверть XIX в.

День владыки неизменно начинался утренним богослужением в домовой церкви. После утрени и обедни - чай. Затем служебные занятия, продолжавшиеся до 2 часов дня: ни одной бумаги митрополит Филарет не подписывал, не ознакомившись тщательнейшим образом с ее содержанием. В 2 часа подавали обед - очень легкий и неизысканный. "Трапеза его всегда скудная и убогая, всегда без вина. Мало рыбы, мало хлеба, мало простых земли произведений, мало воды с чаем - сие довлело к поддержанию его тела, порабощенного духом",- вспоминает в своей книге о святителе архимандрит Григорий, часто посещавший его на Подворье. (11)

"После обеда час-два отдыха, а отдыхом называется чтение. После такового отдохновения - опять дела, переписка, доклады. Два дня в неделю (вторник и пятница) работа с обоими викариями, независимо от частых с ними занятий... по другим дням. Если бы возможно было исчислить время, которое употребляется им на личные и письменные сношения ... да если присовокупить к этому частое служение, соборное и домашнее, освящение церквей, приготовление проповедей, встречи царственных посетителей, испытание воспитанников академий и семинарий, посещение светских училищ и т. д., то сколько же останется досуга на успокоение от забот, на пищу, сон и редкие беседы с посетителями! Как полон его день трудов и подвигов, как коротка его ночь!" - пишет близко знавший архипастыря драматург и поэт Н. В. Сушков в своих "Записках о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского". (12)

"Являясь на Троицкое подворье с недельным рапортом,- вспоминал архиепископ Харьковский и Ахтырский Амвросий (Ключарев; † 1901),- обыкновенно в пятницу в четвертом часу, я не каждый раз видел владыку, а когда видел, всегда заставал его в тихом одиночестве и за делом: лежа на диване в черном подряснике и скуфейке, опоясанный кушаком из белого крепа, он просматривал духовные журналы или епархиальные ведомости, делая в них разные отметки карандашом; иногда писал письмо". (13)

Архиерейский орлец.
(Из собрания предметов, принадлежавших святителю Филарету).

Современники святителя единодушно поражались его работоспособности. Ежедневные и ежечасные труды прерывались лишь для богослужений. Их митрополит Филарет никогда не пропускал. Если был здоров, служил сам, когда болел, молился в алтаре при служении заменявшего его в таких случаях подворского эконома.

Казалось бы, при таком обилии дел по управлению епархией, при "таком долгом дне и такой короткой ночи", когда мог находить митрополит время еще и для приема посетителей, страждущих, "чающих исцеления", жаждущих слышать от него слово утешения и назидания, просто желающих получить от него благословение? Но время находилось (бывали случаи, когда владыка не отказывал в приеме даже в 2 часа пополуночи), и не было различия между знатными и простыми, богатыми и бедными. Приемы эти по своему характеру разделялись на официальные, посвященные решению различного рода деловых вопросов, и неофициальные - "домашние".

Официальные назначались, как правило, на первую половину дня - с 9 часов утра до 2 часов пополудни. Святитель встречал посетителей в приемном покое, одетый в рясу, голову венчал белый митрополичий клобук. По заведенному порядку дважды в неделю являлись к нему викарии Московской епархии с рапортами и отчетами, еженедельно - ректоры духовных школ. Приходили с отчетами благочинные, священники - с образцами проповедей, произнесению которых митрополит Филарет, сам прекрасный проповедник, придавал всегда большое значение.

Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев).
Литография. 1864 г.

Круг посетителей его, впрочем, был весьма широк и разнообразен и отнюдь не ограничивался людьми духовного звания. Политики, ученые, писатели и поэты - кто только не навещал "природного Патриарха" на Троицком подворье! Архимандрит Григорий, приехавший поздравить митрополита с днем его небесного покровителя 1 декабря 1839 года, обнаружил, что экипажи вельмож "запрудили Троицкую улицу и площадь Подворья". (11) Не раз удостаивалась скромная митрополичья резиденция и посещения членов царской фамилии. "Сретение Великих Князей Николая и Михаила Николаевичей, пишет святитель Филарет своему близкому и дорогому другу, наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву; † 1877) в письме от 9 августа 1850 года,- затрудняет меня по времени и по моей немощи... Между тем добрый князь Сергей Михайлович, вчера быв у меня, подал мне мысль, что я мог бы предложить Великим Князьям трапезу у меня, и, если нужно, предлагает своего кондитера. Вы знаете, что я невежда в делах сего рода. Напишите мне, что думаете обо всем, что теперь пишу. А о трапезе, думаю, напишите обстоятельное приказание здешнему эконому, или кого-нибудь для сего пришлите к надлежащему времени". (14) И ему же в другом письме от 7 декабря 1862 года: "В первый день декабря я получил от Их Императорских Величеств Евангелие и Крест в мою домовую церковь, которую они за несколько дней пред тем благоволили посетить". (14)

Нередко случались визитеры и совсем иного рода. Так, в мае 1866 года на Подворье побывал приехавший в Москву по поручению комитета сближения Англиканской и Русско-Греческой церквей епископ, примас Шотландии лорд Морай Росс. Предметом разговора было миропомазание в Англиканской церкви, беседа продлилась несколько часов. В течение ее епископ было заметил, что боится долее утомлять Его Высокопреосвященство, но митрополит Филарет ласково возразил ему: "Мы более не увидимся: побудемте же вместе, сколько можем". "В своей брошюре о посещении России лорд-епископ так отзывается о нашем святителе: "Я полагаю, что нет в целой русской империи более уважаемого, более справедливого и вообще более любимого человека, как почтенный Филарет"". (15)

"Как полон его день трудов, как коротка его ночь!". Портрет святителя Филарета (Дроздова) в келии Гефсиманского скита.
Вторая четверть XIX века.

В такой оценке митрополита Филарета англиканский епископ оригинален не был - сходное впечатление возникало едва ли не у всех, кому выпадало счастье разговаривать с ним либо просто слушать его речи. Интересно замечание современного биографа святителя - почившего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева; † 1995): зачастую, явившись на прием, "посетитель вдруг испытывал какой-то, подчас прямо-таки рабский, страх и робость и даже... невольно становился перед московским владыкой на колени и кланялся ему в ноги".

Архиепископ Симбирский и Сызранский Феодотий (Озеров; † 1858) в бытность в Москве по случаю коронации Александра II говорил: "Служил я в Петербурге, посещал вельмож, царей, все ничего; а когда вошел на Троицкое подворье, откуда взялась робость". А архимандрит Пимен, едва только вступил на ступеньки лестницы, ведущей в зал ожидания, почувствовал себя "ни живым, ни мертвым". Бывали, впрочем, и такие, что входили к святителю с "форсом", а после беседы с ним уходили смиренными. "Вошел павлином,- рассказывает о себе архимандрит Симеон,- а вышел вороной"". (16)

Нечто подобное произошло и с пастором Юнгом, приехавшим в Россию из Нью-Йорка и в марте 1864 года посетившим митрополита. По воспоминаниям Н. В. Сушкова, самоуверенный в начале встречи пастор, прощаясь с владыкой, "смиренно опустился на колени, попросил его благословения и невольно поцеловал руку благочестивого старца". (12)

Впрочем, первое чувство страха почти всегда сменялось у посетителей другими - восторга и умиления. После беседы с митрополитом человек невольно убеждался, что "под личиной властной и строгой была сокрыта добрая, нежная и любящая душа". (16)

Письмо святителя Филарета наместнику и братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Рукопись. Автограф. 4 декабря 1860 г.

Следует отметить, что четко разграничивались приемы официальные и неофициальные. Но это не совсем так: - четкого разграничения приемов на официальные и неофициальные владыкой не проводилось: и официальные святитель нередко превращал по собственному произволению в "домашние". В таких случаях он, как правило, ожидал гостей в служившей гостиной "долгой комнате", выходившей окнами на огороды северной части Подворья. Попадавшие сюда обычно заставали митрополита Филарета лежащим на диване и читающим духовную литературу. Некоторые удостаивались приглашения на чай или обед, которые подавались в галерее - узкой длинной комнате в северной анфиладе, сообщавшейся с "долгой" гостиной и парадным залом. И при том, что собственный стол владыки отличала граничащая с аскетизмом скромность, трапеза, подававшаяся гостям, всегда была изысканной и изобильной - святитель умел быть добрым, радушным хозяином. "Для гостей,- читаем мы в "Записках..." Н.В. Сушкова,- трапеза его всегда сытна и лакома. Мне случалось обедать у него по посвящении некоторых из викариев. Роскошь! Все, что бывает лучшего и дорогого - на блюде; вина отличнейшие, десерт великолепный. Хозяин, однако, мало из этого вкушает; ему подают его обыкновенную пищу. Угощение сопровождается стройным пением духовного хора". (12) За столом митрополит, рассказывает архимандрит Григорий, был говорлив и весел, вел "речи отборные, ясные, округленные, интересные". (11)

Но, конечно, не радушие и умение вести "отборные речи" привлекало к святителю множество наиразличнейших людей, не это стяжало ему славу "природного Патриарха"... Митрополита Филарета "звали мудрым отцом, то милостивым, то грозным, смотря по тому, чем легче достигалось благо Церкви и ее членов,- отцом, доступным во всякое время дня и ночи". (17)

Перечислить все случаи его помощи, милости к пасомым, благотворного влияния на их судьбы, попечения о них невозможно. Рука святителя щедро одаривала обездоленных, слово его целительным теплом врачевало скорбные души...

Священник И. Шаров вспоминает, как офицер, явившийся в неурочный час на Подворье, обратился к митрополиту с просьбой дать заимообразно две тысячи рублей. Не спросив причин, имени или хотя бы места службы просителя, владыка выдал просимую сумму. Офицер вернул долг через два года, признался в растрате и в том, что спасен был владыкой от позора и смерти. (18)

Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов).
Литография. 1853 г.

"Увеличение смертности увеличило и сиротство, беспомощность и бедность; а все это как взывало к благотворительности, так и вызывало усиление ее. И Москва, благотворительная и в обыкновенное время, в рассматриваемое скорбное время (холера 1830-1831 годов) явила в этом отношении достоподражаемый пример для всех времен и городов. Пример благотворительности, как мы видели, подал сам государь император в бытность свою в Москве. Филарет также пожертвовал значительную сумму денег (1000 рублей) на устройство благотворительного учреждения при Троицкой церкви, в приходе коей состоит Троицкое подворье". (19)

В 1841 году священнику Бронницкого уезда, пострадавшему от пожара и пришедшему к нему за помощью в чужой старой рясе, святитель Филарет не только помог деньгами, но и подарил собственную шерстяную рясу, сказав: "Вот тебя ряса от меня; я вижу, на тебе чужая". (20)

Не менее интересный пример благотворительности святителя приводит в его жизнеописании митрополит Иоанн (Снычев).

Бедный дьякон приехал в Москву хлопотать по служебным делам. По мере хождения по различным церковным инстанциям не только деньги из тощего дьяконского кошелька перетекли в карманы мздоимцев, но и дело его, в общем-то пустяковое, оказалось раздутым до чрезвычайности, стало приобретать характер "неразрешимый". Митрополит Филарет, узнав об этом, взыскал со взяточников сумму вчетверо большую той, что была выманена у дьякона, и отдал ему со словами: "Это тебе, дьякон, за твое терпение. Ступай домой и оставайся на месте, в нуждах твоих обращайся прямо ко мне". (16)

Вообще как характерную черту владыка Иоанн отмечает обыкновение святителя совершенно не считать своих денег и даже не касаться до них. Финансами при нем заведовали частью Лавра, частью эконом Подворья, частью секретарь. (16) Между тем из собственных средств владыки "почти ежедневно... выдавались пособия не только в Москве, но и рассылались повсюду. Кроме единовременных пособий, выдавались еще некоторым лицам как бы ежемесячные пенсии, благодетельствовавшие сотни весьма почтенных семейств, случайно впавших в бедность". (21)

Вид Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с юго-восточной стороны.
Литография Бишебуа. Середина XIX в.
Выезд императора Николая I. Вид на Чудов монастырь с Алексиевским собором и Малым Николаевским дворцом.
Художник П.А. Герасимов. Середина XIX в.

"Когда митрополит возвращался откуда-нибудь,- вспоминает Н. Гиляров-Платонов,- его большей частью дожидались уже нуждающиеся во вспоможении, и Святославский (секретарь святителя) был обыкновенным раздателем милостыни". (16)

Но была и другая причина, побуждавшая людей постоянно прибегать к святителю Филарету в своих скорбях, телесных и душевных недугах - это слава замечательного молитвенника, при том, что подвиг внутреннего делания его был в полном смысле этого слова тайным.

Вид Иверских ворот и часовни со стороны Воскресенской площади.
Литография по рисунку И.Е. Вивьена. 1850-е гг.

По свидетельству архимандрита Вениамина, "почитатели митрополита Филарета любили посещать Крестовую церковь, в которой нередко служил и сам владыка. Здесь они обыкновенно говели и исповедовались и приобщались, принимая Святые Дары от самого святителя". (21) Таковых почитателей было немало. Увидев московского архипастыря, как писал архимандрит Григорий, "нельзя было не прославить Бога, дивного в рабах Своих; а потому и когда он служил, храмы наполнялись народом". (11).

"Митрополит Филарет читал канон пред царскими вратами смиренно, как монах пустынный,- вспоминает он об одном из служений святителя на Сухаревском подворье,- читал ясно, но без экспрессии, монотонно, как читал бы простой неученый иеромонах. Меня это удивило. Сколько я слыхал ученых настоятелей, обыкновенно читают этот канон с выражением. Филарет ли не умел бы прочитать канон святого Андрея ораторски?" (11) "Простые", благоговейные молитвы святителя производили на людей действие удивительно сильное, благотворное. Многочисленны свидетельства о случаях явления чудесной помощи по его молитвенному предстательству, рассказы о них передавались из уст в уста, и часто звучали в трудные минуты и во дворцах вельмож, и в домах простолюдинов "заветные" слова: "На Троицкое подворье... К митрополиту Филарету..."

Венчание на царства (коронация) в Успенском соборе Московского Кремля.
Неизвестный художник. XIX в.

Вот лишь несколько примеров такого рода.

"Идя однажды на Троицкое подворье, Н. Н. встретила незнакомую ей женщину, которая очень горько плакала. На вопрос о причине ее горести она отвечала, что ее муж ужасно пьет запоем и что она ходила просить о нем святых молитв митрополита Филарета, но ее не допустили до него. Сжалившись над ней, Н. Н. говорит, чтобы она в то время, как владыка поедет на служение, подошла принять благословение и сказала владыке про своего мужа и попросила молиться о нем. Обрадованная таким советом, она исполнила его при первом же случае, и что же? В скором времени муж ее совершенно избавился от запоя".

"Девица А. имела обыкновение читать Псалтырь, но в одно время она как будто забыла свое правило и в продолжение нескольких дней не исполняла его. В скором времени она видит во сне, что владыка совершает Божественную литургию в церкви Троицкого подворья и по окончании оной начинает благословлять народ, но когда А. подошла для принятия его благословения, владыка спрашивает ее: "Ты читаешь Псалтирь Давида?" А., совестясь при народе открыть правду, отвечала, что читает, на что владыка говорит: "Полно, так ли?" А., удивленная прозорливостью владыки, призналась, что уже несколько дней не исполняет своего правила, тогда владыка сказал: "Ты должна читать без отлагательства каждодневно", при этом она и проснулась".

"В одном дворянском семействе брат с сестрой были разного мнения о владыке: сестра очень почитала его, но брат позволял себе говорить о нем без всякого уважения.

Однажды между ними зашел разговор о прозорливости владыки, и брат, нисколько не доверяя этому, вознамерился испытать оную обманом и, несмотря на просьбу сестры оставить это намерение, оставался непреклонным.

Император Александр II Николаевич.
Художник А.А. Харламов. 1874 г.
Вот однажды, одевшись в самое бедное платье, он отправился в Троицкое подворье. Когда вышел владыка, брат говорит владыке, что его посетило несчастье: поместье сгорело и он находится в крайности. Выслушав это, владыка удалился во внутренние покои и вынес пакет с деньгами, который и отдал ему с сими словами: "Вот вам на погоревшее имение". По возвращении домой он показывает полученные от владыки деньги и с восторгом рассказывает обо всем подробно, чем сестра его ужасно была огорчена. На другой день он получил известие, что в тот самый день и час, в который он был у владыки, в его поместье сгорела часть его имения и именно на ту сумму, какую он получил от владыки. Это событие ужасно его поразило, и он немедленно поехал ко владыке, рассказал обо всем чистосердечно и со слезами просил простить. С этого времени он верил в прозорливость владыки и очень уважал его".

"Простудившись, Н. Н. очень сильно заболела, ее уже особоровали и ожидали кончины. В это время брат ее был на Троицком подворье, просил владыку через секретаря помолиться о болящей. Владыка прислал ей масла и святой воды, но на другой день она пожелала непременно иметь образок от владыки, посему одна из ее родственниц отправилась на Троицкое подворье. Так как владыка в этот день никого не принимал по случаю болезни, то родственница просила секретаря владыки передать ему просьбу больной. Владыка выслал для больной образок преподобного Сергия, и как только одели оный на нее, больная заснула крепким сном, продолжавшимся шесть часов. Проснувшись, она почувствовала себя гораздо лучше и вскоре выздоровела". (22)

Таким образом, благодаря любви народной, которую стяжал почитавшийся многими за святого еще при жизни митрополит Филарет, постепенно Троицкое подворье, тихое и укромное, становилось в Москве местом все более известным и посещаемым. Иными словами, отблеск славы "природного Патриарха" падал и на его резиденцию...

И вряд ли стоит удивляться тому, что история Подворья за период пребывания на нем святителя Филарета - по сути, не более, чем история жизни этого архипастыря, выдающаяся личность которого естественно заслонила собой образы немногочисленных подворских насельников.

Портрет матери святителя Филарета Евдокии Никитичны Дроздовой.
Первая половина XIX века.

Впрочем, жил на Подворье, а точнее, в непосредственной близости от него и человек, не упомянуть о котором невозможно. Речь идет о матушке митрополита - Евдокии Никитичне Дроздовой, перевезенной им в 1844 году из Коломны в Москву. Поселившись в специально купленном для нее деревянном домике за оградой Подворья, почти напротив его святых врат, Евдокия Никитишна вела жизнь уединенную, почти монашескую, часто говела и всегда приобщалась в домовой церкви митрополичьих палат. Скоро, правда, матушка занемогла, и тогда нередко можно было видеть святителя спешащим через просторный двор к ее домику. 20 марта 1853 года она скончалась. По словам Н. В. Сушкова, святитель Филарет, мирно покорный судьбам Божиим, "без рыданий принял последний вздох усопшей, без рыданий отдал последний долг отшедшей из времени в вечность. Твердо бодрствуя на молитве поминовений и погребения, обрел в душе своей силы встретить гроб на кладбище, проводить до могилы, посыпать перстию персть и кротко-сиротливо возвратиться в свою келию к обычным трудам и подвигам". (12)

Между тем не так долго оставалось нести бремя своего служения на земле и самому митрополиту Филарету. Бесконечные труды, бессонные ночи до чрезвычайности ослабили его, болезни сменяли одна другую. В январе 1866 года, за год до своей смерти, святитель пишет архимандриту Антонию: "Много времени теряю в отдыхе; в пасмурный день и при огне много не могу читать, или читаю с трудом, так же и пишу. Между тем непокойный век умножает дела; происходят медленность, и может иногда быть пропущено время, благоприятное для успеха в деле и невозвратимое для сего. Тяжелы иногда дела делаемые, но еще тяжелее дела ожидающие и упрекающие за медленность...". (14)

Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов).
Художник Н.Д. Шпревич. 1861 г.

В ночь на 17 сентября 1867 года, находясь в Лавре, митрополит Филарет чудесным образом был оповещен о приближающейся кончине. Владыке явился во сне его покойный отец и сказал: "Береги девятнадцатое число". Воспринявший это предвестие как истинное, святитель там же, в Лавре, 19 сентября приобщается Святых Таин. Вскоре он возвращается на Троицкое подворье и уже не покидает его до самой смерти. 19 октября владыка вновь приобщается Святых Таин.

...Приближается 19-й день следующего месяца, ноября. Незадолго до него святитель почувствовал себя бодрее обыкновенного и, улыбаясь, многим говорил: "Перед кончиной старые люди всегда чувствуют себя свежее и легче...". (16) На переданную ему просьбу одной почтенной дамы принять ее он ответил: "Пусть приедет, только прежде девятнадцатого числа". (24)

19-е выпало на воскресенье. Святитель в этот день сам совершил литургию в домовой церкви Подворья и служил, по свидетельствам присутствовавших, бодро и громогласно. После литургии он удалился в свои покои и принялся за дела. В половине второго часа, когда митрополит против обыкновения не вышел к обеду, его келейник иеродиакон Парфений, войдя в митрополичьи покои, увидел святителя в коридорчике, узком проходном помещении без окон рядом со спальней, как бы коленопреклоненным. Митрополит Филарет был мертв. (16)

Вскоре "удар большого кремлевского колокола, раздавшийся в необычное время, возвестил жителям первопрестольной о кончине великой жизни. <...> Печальная весть быстро огласилась, и население Москвы устремилось на поклонение почившему архипастырю". (26)

Архиепископ Харьковский и Ахтырский Амвросий (Ключарев).
Фотография. Конец XIX в.

"По приезде на Подворье,- пишет в своих воспоминаниях архиепископ Амвросий (Ключарев),- введен был в кабинет в Бозе почившего святителя и там я земно поклонился ему. На него (он положен был на диван) надет был подрясник из материи муар-антик, скромного "дикого" цвета, и пояс с шелковыми цветами по белому фону. Владыка казался необыкновенно мирен: вот истинный угодник Божий, столь славно и полезно потрудившийся для Православной Церкви! <...>

Честное тело его перенесено мною вместе с другими в большую залу, где облачено было во все архиерейское облачение - то самое, в котором он совершал того же дня (воскресенье) последнюю Божественную литургию. <...>

Панихида была совершена преосвященными викариями в присутствии генерал-губернатора, а на другой день (20-е число), по внесении тела маститого святителя в Крестовую церковь, литургия и панихида в ней отслужены соборне мною с протоиереями, иеромонахами и священниками". (13)

Привезенный из Лавры архимандритом Антонием изготовленный заранее по просьбе самого митрополита Филарета кипарисный гроб был поставлен в домовой церкви Подворья. И три дня в 1 час пополудни и в 8 часов вечера совершались здесь панихиды. Ежедневно несметные толпы москвичей заполняли Подворье, оплакивая любимого святителя. А 23-го, в 10 часов утра, в присутствии всего московского духовенства, архимандритов и настоятелей ставропигиальных, московских и уездных монастырей началась Божественная литургия, совершавшаяся митрополитом Киевским и Галицким Арсением (Москвиным; † 1876) в сослужении 6 архипастырей. В полдень зазвонили колокола церкви преподобного Сергия Радонежского: Троицко-Сухаревское подворье прощалось со своим великим насельником. И еще долго воспоминание о святителе вызывало у обитателей и посетителей сего места - у кого вздох, у кого слезы, у кого тихое и радостное умиление. Гроб с усопшим в тот же день был перенесен в Алексиевский храм Чудова монастыря, а затем на девятый день после кончины святителя - в Лавру преподобного Сергия, где священноархимандрит обители и обрел место своего упокоения.

Панорама Московского Кремля от Боровицких ворот до Иоанновской Соборной площади.
Художник Д.С. Индейцев. 1850-е гг.
Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Вид со стороны Никоновского придела и Серапионовой палаты. Литография. 1860 г.
Внутренний вид Алексиевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле.
Художник С.М. Шухвостов. 1849 г.

"В годовщину кончины его,- рассказывает в своей книге о святителе архимандрит Григорий,- то есть 19 ноября 1868 года, в Крестовой подворской церкви совершена мною по распоряжению Преосвященного Игнатия (Рождественского; † 1883), епископа Можайского, заупокойная литургия и панихида соборне. В ночь на это число почивший владыка, виденный мною в рясе и белом клобуке, благословил меня, а по сторонам его находились какие-то другие два иерарха, покрытые белым облаком.

Портрет святителя Филарета (Дроздова).
Третья четверть XIX в.

Благословение его принял я как залог Божия ко мне милосердия и как неложное знамение, что святая душа его во благих водворяется...". (11)

Последующая история Подворья была бы не полна, если бы мы не упомянули тех, кто в разные годы своего земного служения посещал это место и проживал здесь. Вот имена лишь некоторых из них: святитель Игнатий (Брянчанинов; † 1867) - подвижник благочестия, автор многочисленных творений, аскет и учитель христианской жизни; священномученик Владимир (Богоявленский; † 1918) - строгий и мудрый архипастырь, пламенный проповедник, организатор духовного просвещения народа Божия, с 1898 по 1912 год занимавший московскую кафедру, первый из русских архиереев новой эпохи гонений принял мученический венец; святитель Макарий (Невский; † 1926) - ревностный миссионер, просветитель алтайского края, молитвенник и аскет, занимавший с 1912 по 1917 год московскую кафедру.

Портрет митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского) Портрет епископа Кавказского и Черноморского Игнатия (Брянчанинова)

Следует отметить также, что до революции Главный дом Подворья неоднократно посещался царствующими особами: императором Александром II с супругой императрицей Марией Александровной; наследником престола Николаем Александровичем; новомучеником и исповедником Российскими мператором Николаем II; великой княгиней Елисаветой Феодоровной, преподобномученицей.

В 1913 году Подворье посетил Патриарх Антиохийский Григорий, приехавший на торжества по случаю 300-летия Дома Романовых.


Рейтинг@Mail.ru
к началу