Расширенный поиск
История
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЛАВРСКОЙ СЛОБОДЫ НА НЕГЛИНКЕ

Земли на берегу реки Неглинной царь Василий Иоаннович Шуйский пожаловал Троице-Сергиевой Лавре еще в 1609 году в самый разгар драматических событий так называемого Смутного времени, пожаловал за немалые заслуги обители в борьбе против польско-литовских захватчиков: в ту пору монастырь был своего рода духовным центром сопротивления нашествию, из него по всей Руси рассылались грамоты, призывавшие православный народ не покоряться иноземцам.

Осада Свято-Троицкой Сергиевой Лавры польскими и литовскими войсками под предводительством Сапеги и Лисовского. 1608-1610 гг.
Литография. 1870-е гг.

"В Межевом архиве,- указывает в своем "Историческом описании московской Троицкой церкви, что в Троицкой..." ее священник Иоанн Орлов,- в писцовых книгах имеется дело об отводе загородного двора Троицкой Сергиевой Лавры от смежных владельцев, производившееся в 1755 году. При деле находятся копии с Данных на эту землю, из которых одна, древнейшая, здесь помещается:

По Государеву Цареву и Великого Князя Василия Иоанновича всея Руси Указу дано Троице Сергиева монастыря архимандриту Иоасафу с братиею за деревянным городом, за Сретенскими воротами у Неглинной на берегу, от дороги, что подле городовой стены, вверх Неглинной по левую сторону в длину сто семьдесят четыре сажени, а поперек восемьдесят сажен; а прежде сего то место было за переводчиком Вельямином Стефановым, да за Клаусом Савосьяновым, а после них лежало впусте лет с семь. Да по другую сторону Неглинки от тояж дороги, что подле городовой стены, в длину сто шестьдесят сажен, а поперек сто двадцать три сажени, худые земли с буграми, что в пашню не пригодятся.

В 1613 году сия Данная подтверждена царем Михаилом Феодоровичем особым Указом, в котором между прочим сказано:

Архимандриту Дионисию с братиею владеть по старым межам от городовой стены по обе стороны реки Неглинки по верхнюю плотину, как было до литовского разорения...

Из сего видно, что Троицкий монастырь приобрел во владение сию землю при царе Василии Иоанновиче в 1609 году; владение простиралось по обе стороны реки Неглинной, в длину с левой стороны 174, с правой - 160 сажен, поперек с левой - 80, а с правой - 123 сажени". (1)

Царь Василий Иоаннович Шуйский.
Миниатюра из "Титулярника". 1672 г.
Царь Михаил Феодорович Романов.
Миниатюра из "Титулярника". 1672 г.

Однако почти три десятилетия пожалованные Василием Шуйским земли пребывали в совершенном запустении: на долю лаврского настоятеля архимандрита Дионисия (преподобный Дионисий Радонежский; † 1633) выпало восстановление обители после осады ее поляками в 1608 году. Братия работали не покладая рук, денно и нощно, заделывая пробоины в монастырских стенах, приводя в порядок пострадавшие храмы, исправляя нанесенный ущерб. Сама Лавра превратилась милостью архимандрита Дионисия в место призрения больных и голодных, стала прибежищем для многих обездоленных. И потому вполне естественно, что благоустройство вновь пожалованной вотчины отложили на неопределенный срок. И только с воцарением Михаила Феодоровича Романова в 1613 году Смутное время закончилось, и жизнь государства Российского понемногу стала входить в нормальное русло.

Москва. Скородом (пояс городских укреплений). Сретенские ворота. Встреча царя Михаила Феодоровича Романова.
Миниатюра из "Книги об избрании на царство...". 1672-1673 гг.

Было, правда, и другое препятствие, замедлявшее процесс освоения Лаврой полученных земель. "Во время литовского разорения многие князья и бояре имели здесь по речке Неглинке и Напрудной свои загородные домы. Так, в 1613 году в смежности с Троицким подворьем и на земле оного имели дворы князь Федор Телятевский, князь Афанасий Козловский, окольничий Федор Бутурлин, дворяне Никита Оладьин и Леонтий Погожев, на коих приносил жалобу царю Михаилу Феодоровичу Троицкого монастыря архимандрит Дионисий в том, что означенные дворяне после литовского разорения завладели дворовыми местами, огородами, монастырю принадлежавшими. ...Царь Михаил Феодорович подтвердил то же, и дана сему архимандриту новая Данная с показанием той же меры, и чтоб владеть им по обе стороны реки Неглинной по прежним их дачам". (1)

Вербное воскресенье. Шествие Патриарха на осляти с Красной площади (Лобного места) в Успенский собор Кремля.
Гравюра. 1867 г.

И вот в конце 30-х годов XVII столетия образовалась здесь, за Земляным городом, на берегу Неглинки, лаврская слобода. Точнее сказать, не слобода, а слободка, в которой, как свидетельствует переписная книга Москвы за 1638 год, насчитывалось в то время всего "56 дворов монастырских тяглых крестьян, да 3 двора тяглых посадских людей разных сотен". (3) А вот другая перепись, уже за 1846 год: "129 дворов беспашенных бобылей, а кормятся на Москве работой". (4) Называлась слобода в официальных документах по своей принадлежности к Лавре и по расположению на берегу Неглинки "Троицкой Неглиненской".

Центром ее в те далекие годы являлась деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом преподобных Сергия и Никона, игуменов и чудотворцев Радонежских,- приходской храм слободы. Непосредственно рядом с церковью располагалось лаврское Подворье, первое упоминание о котором находим в той же переписной книге Москвы за 1638 год: "...да на монастырском дворе приказчик, да два дворника, всего три человека; ружья у них: у одного человека пищаль, у двух человек две рогатины". (3)

Названный приказчик, собственно, и осуществлял все управление слободой: собирал налоги, разбирал тяжбы между ее жителями. А подначальные ему дворники призваны были следить за порядком на лаврском дворе, то есть попросту убирать его от мусора и охранять от лихих людей. "Две рогатины" составляли, надо полагать, их вооружение; "пищаль" же, конечно, принадлежала приказчику.

Скорее всего, эти три человека являлись на тот момент единственными обитателями Подворья. Власти и братия Лавры, приезжая по нуждам обители в столицу, останавливались в Кремле, на существовавшем ранее лаврском Подворье в Богоявленском монастыре, где для них имелись специальные помещения. Там же постоянно проживали и лаврские стряпчие, ведавшие делами обители преподобного Сергия в первопрестольной.

Преподобный Сергий Радонежский.
Икона XVII в.
Ну а Неглиненское подворье, благодаря своему расположению за пределами Земляного города, носило статус загородного. И хотя находилось оно на весьма небольшом удалении от Кремля, в окрестностях его царили характерные для сельской местности тишина и покой. Впрочем, проехать мимо загородного Подворья на своем пути из обители в столицу насельники Лавры никак не могли: Троицкая дорога, соединявшая Лавру с Москвой, проходила поблизости от Троицкой слободы. Здесь же, у самого начала этой дороги, выстроена была в 1695 году знаменитая Сухарева башня, от которой уже в XVIII веке Подворье и получило свое окончательное наименование - Троицко-Сухаревское.

Царь Алексий Михайлович.
Миниатюра из "Титулярника". 1672 г.

C каких пор лаврская братия начала останавливаться  на загородном Подворье, сказать точно уже невозможно, но, скорее всего, начало этому положено было до 1650 года. Тогда по указу царя Алексия Михайловича начали устраиваться так называемые мещанские слободы для переселения из города разных посадских людей; "взята на Государя" (то есть в казну) была и Троицкая Неглиненская. "Тогда Троицкого монастыря архимандрит Адриан с братиею подали в Сыскной приказ челобитную, в которой объяснили, что по случаю взятой из их владения Троицкой слободки они "терпят утеснение, что приезжавшие из монастыря в Москву слуги и служебники ставливались в той Троицкой слободке у крестьян, а ныне ставятся на монастырском дворе",- и просили взамен взятой слободки отдать им пустопорожнюю землю позади их монастырского двора, которую они и получили и которая составляет ныне часть их огородной земли, начиная от косогора до огородной земли крестьянина графини Паниной Жиделева. Еще прежде, в 1638 году, монастырь приобрел большое пространство земли с правой стороны, окружаемое садами Красноглазова, Г.Скрибицкого и Мешкова, меною от князя Телятевского, за что уступил ему собственную огородную землю у бывшего Новинского монастыря, подле Патриарших житниц". (1)

Свято-Троицкая Лавра. Сергиев монастырь.
Гравюра И.Ф. Зубова. Середина XVIII в.

О том, как протекала жизнь на Подворье в XVII - первой половине XVIII столетия, известно очень мало. Кто посещал его, кто именно "ставливался" на нем, мы, к сожалению, не знаем. Нельзя и достоверно сказать, когда было приспособлено оно для проживания лаврского священноначалия. Первое упоминание о наличии на его территории небольших "архимандричьих покоев о двух апартаментах" мы встречаем в описи Подворья, датированной уже 1760 годом. Причем составитель ее горестно констатирует, что и архимандричьи покои, и прочие деревянные подворские строения весьма обветшали. В связи с этим весной того же года Духовный Собор Лавры принимает решение о постройке на загородном Подворье новых архимандричьих палат, более основательных - не деревянных, а каменных. На то высочайшего разрешения и одобрения испрашивает в поданной на имя императрицы Елизаветы Петровны челобитной лаврский стряпчий А. В. Чемодуров:

Императрица Елизавета Петровна.
Хромолитография. 1894 г.

Всепресветлейшая Державнейшая
Государыня Императрица Елизавета Петровна,
Самодержица Всероссийская,
Государыня Всемилостивейшая!
Бьет челом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры стряпчий Андрей Васильев, сын Чемодуров, а о чем челобитье, тому следуют пункты:
1. Состоит оной Лавры в... команде за Земляным городом в приходе церкви Святой Троицы дом, в котором от оной Лавры дозволено вновь построить каменные палаты, чему Архитектурных дел данный мне план предлагаю при сем, и дабы Высочайшим Вашего Императорского Величества Указом повелено было сие мое челобитье в Московской полицмейстерской канцелярии принять и ко оному строению допустить. И о том, куда надлежит дать приказ, Всемилостивейшая Государыня, прошу Вашего Императорского Величества о сем моем прошении учинить. 1760 года мая дня к поданию надлежит в Московской полицмейстерской канцелярии. Челобитную писал той же Лавры подъячий Алексей Соколов.
К сей челобитне стряпчий Андрей Чемодуров руку приложил.
Слушано мая 22 дня 1760 года.

Два дня спустя последовало высочайшее разрешение:

Приказ
От московской... команды г-дам офицерам по Указу Ее Императорского Величества и по резолюции Московской полицмейстерской канцелярии велено в подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры... в приходе церкви Живоначальной Троицы по предложенному плану вновь намеченного строения позволить, которое строить в силу указов по показанию и под присмотром от Архитектурных дел с надлежащей уступкой регулярно...
Мая 24 дня 1760 года.
(5)

Строительство палат продолжалось около четырех лет, работы были завершены лишь к началу 1764 года, но и то вчерне: для сносного проживания они еще не годились.

Межевой план Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
1773 г.
Сухарева башня.
Художник Ф. Бенуа. XIX в.

К слову сказать, в том же году, при секуляризации монастырских землевладений (обращении государством церковной собственности в светскую), когда многие обители лишились лучших своих вотчин и угодий, Сухаревское подворье было оставлено за Лаврой. А произведенное вслед за тем межевание окончательно закрепило его за обителью. В архиве обители сохранился Межевой план Подворья 1773 года - на сегодняшний день это основной документ, подтверждающий права Лавры на Подворье и определяющий его исторические границы. Границы Торицко-Сухаревского подворья, определенные в 1773 году, без видимых изменений сохранились вплоть до конца XIX в.


Рейтинг@Mail.ru
к началу