Расширенный поиск
История
ТРОИЦКОЕ ПОДВОРЬЕ - РЕЗИДЕНЦИЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА
Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон.
Фотография. 1921 год.
Жребий с именем новоизбранного Патриарха Всероссийского Тихона, извлеченный 5 ноября 1917 года из ковчежца пред царскими вратами храма Христа Спасителя.
Фотография.

"Торжественная делегация членов Собора (исторический Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов) направилась на Самотеку, в церковь Троицкого подворья, где в этот день молился владыка Тихон, и митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) торжественно благовестил о Божием его избрании:

- Преосвященнейший митрополит Тихон, Священный и Великий Собор призывает твою святыню на Патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея России.

- Понеже Священный и Великий Собор судил мене, недостойного, быти в таковом служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю,- ответил владыка Тихон, низко поклонившись своему народу". (28)

Так, 5 ноября 1917 года, в самый разгар революции, лишь летом того же года вступивший на московскую митрополичью кафедру святитель Тихон (Беллавин) становится первым после более чем двухвекового перерыва Патриархом Всероссийским. Открывается одна из последних и, безусловно, ярчайшая страница истории Троицко-Сухаревское подворья. На пять лет оно превращается в резиденцию Патриарха Московского и всея России, становится центром церковной и духовной жизни страны - в годы для Русской Православной Церкви самые трудные, самые скорбные. Сюда обращаются взоры всех ее верных чад: сегодня, пожалуй, уже и невозможно представить, какие чувства испытывали, какие надежды питали люди, чудом обретя посреди охваченной огненной рекой революционного безумства России, Святейшего Отца и Великого Господина... "В кровавом ноябре 1917 года,- пишет М. Вострышев в своей книге о святителе Тихоне,- когда рушились основы многовекового православного государства, Патриарх Тихон стал для России Великим Господином, вокруг которого - надеялись - еще соберется воедино Русская земля, заступником и печальником за Святую Церковь и верных ее чад, попираемых безбожной властью, мучеником, жертвующим собою ради спасения Православия и Отечества, дивным старцем, чьими молитвами простятся грехи народа. Тысячи поздравлений с избранием получил Святейший Тихон, в которых боль за Россию, надежда на искупление грехов, желание быть полезным Отечеству, упование на Русскую Православную Церковь и ее Патриарха". (28)

Икона Божией Матери, именуемая "Державная".
Обретена в Казанском соборе, что в Коломенском, 2(15) марта 1917 года в день отречения императора Николая II от престола.

Но жестокая реальность не оправдала ожиданий. На смену им вскоре пришла тревога за жизнь святителя. "Уже с 1918 года,- как писали "Московские церковные ведомости",- жизни Патриарха стала угрожать опасность, в связи с чем было предпринято следующее: "19 февраля 1918 года на заседании Совета приходских союзов приняты меры по охране Патриарха ввиду участившихся арестов и нападений на служителей церкви. Охрану будут нести 24 человека, от 18 лет, ежедневно избираемые прихожанами, из них 12 человек будут оставаться на Троицком подворье от 8 часов вечера до 8 часов утра. Стража невооруженная будет постоянно окружать и сопровождать Патриарха. Если кто-то попытается захватить его, ее задача немедленно разгласить это по всей Москве"". (29)

Воспоминания современников святителя Тихона воссоздают картину его жительства на Троицком подворье. Жительства краткого, неспокойного, предшествовавшего аресту и долгим, изнуряющим допросам на Лубянке.

"Летом 1918 года, покидая Москву, в которую мне уже не суждено было вернуться, я пошел к Патриарху проститься,- рассказывает князь Григорий Трубецкой. - Он жил тогда еще на Троицком подворье. Меня провели в старый, запущенный сад. Патриарх в простом подряснике и скромной скуфейке имел вид простого монаха. Это были короткие минуты его отдыха, и он, видимо, наслаждался солнечным днем и играл с котом Цыганом, который сопровождал его в прогулке". (30)

"Доступность Святейшего и его простота в общении были у всех на виду и на слуху, поэтому на Троицкое подворье никогда не прекращался поток духовенства и мирян со всех концов России, обращавшихся к своему заступнику и врачевателю за помощью и советом. И никто не уходил от него без успокоения и благословения. Нередко Патриарх приглашал приходивших разделить с ним скудную трапезу, нуждавшимся помогал деньгами и продуктами (как "буржуй", он не получал пайка, зато рыбники и зеленщики Сухаревского рынка наотрез отказывались брать плату за продукты для кухни Патриарха). <...>

Шел 1920 год. Гражданская война, голод, холод...

На Введение, в день вступления своего на Патриаршество, Святейший служил на Троицком подворье литургию в своей обычной, домашней, скромной обстановке.

Храм Христа Спасителя (на переднем плане - памятник императору Александру III).
Фотография. 1910-е гг.

Тогда, в голодные годы, было обычаем среди прихожан и некоторых постоянных богомольцев Троицкого подворья приносить иногда от скудости что-либо из съестного Святейшему. Святейший, конечно, не голодал, но люди, желая хоть чем-нибудь выразить ему свою любовь, несли, кто что мог. Кто нес домашний пирог с рыбой или вареньем, кто - печенья, кто - еще что-нибудь из несложной гастрономии того времени.

Все принимал Патриарх с благодарением и улыбкой.

В этот день, как и всегда после литургии, он вышел на солею благословлять народ, который любил и ценил этот момент личного общения с архипастырем и отцом.

В конце благословения, среди других, подошла к нему одна старая, бедно одетая женщина и, прежде чем принять благословение, подала ему на бумажке кусок колотого сахара и два соленых огурца и сказала:

- Прими, отец, не погребуй...

Святейший принял подарок, передал его стоявшим тут же возле него иподиаконам, а сам, нагнувшись с солеи, обнял старуху и поцеловал ее в лоб". (28)

А вот любопытная запись из дневника москвича Н. Окунева, посетившего весной 1922 года ту же домовую подворскую церковь: "Пошел сегодня за всенощную на Патриаршее подворье. Прекрасная, "правильная" служба, как в небольшом монастыре незабвенного старого обихода. Служил простой иеромонах с одним иеродиаконом, но на правом клиросе звучное и умелое пение любителей церковного пения обоего пола, по-видимому, из духовного звания (поют, а вместе с тем молятся), на левом - знаменитейший чтец, молодой человек с редким по красоте голосом и изумительной дикцией. Когда ему приходилось петь, ему вторил патриарший архидиакон Автоном, не ахти какой басище, но певец складный и умеющий. В общем, очень хорошо, но и очень грустно. В алтаре всю всенощную стоял сам Патриарх, как простой богомолец. Его можно было видеть, став за левым клиросом, в те моменты, когда открывались царские врата. Он стоял направо, в сторонке от престола, в простой рясе.

Царственные мученики: император Николай II, императрица Александра Феодоровна, цесаревич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия († 1918).
Фотография. 1910-е гг.

Таким вот он и на суде предстал, "высокий и стройный". Грустно было смотреть на такое, может быть, и любезное его сердцу, но теперь, безусловно, вынужденное смирение главы Российской Церкви. А паства? "Боголюбивая" Москва, где же она? Отчего она не потянулась в эти дни именно сюда, в этот русский Ватикан? Ведь все знают, все читают, что на Патриарха спущена вся свора спецов по богохульству. Все смутно ждут крайнего утеснения Святейшего Отца. Ясно, что ему подготавливают всякие поношения и лишения, вплоть до "высшей меры наказания". Так чего же не шли взглянуть на Патриарха в такие черные и тяжелые для него дни? Разве мало в Москве стариков и вообще почтенных людей, обязательно посещающих воскресные церковные службы? Ну и шли бы, или на трамвае ехали со своих Плющих, Хамовников, Серпуховок, Таганок, Бутырок или Грузин на Троицкое подворье. Шли хоть бы поочередно от каждого прихода по одному приличному пожилому человеку. Тем самым поспорили бы с неверующими, которые теперь очень кричат, да и не без основания, что кончено дело Церкви - распадается она, редеет, вырождается!" (28)

Священномученик Владимир (Богоявленский; † 1918), митрополит Киевский и Галицкий.
Фотография. 1910-е гг.
Преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна († 1918).
Фотография. 1910 г.

О жизни Патриарха Тихона на Подворье, о его насельниках рассказывает в своей книге "Новые мученики российские" протоиерей Михаил Польский. "Жил Патриарх в прежнем помещении московских архиереев в Троицком подворье Сергиевой Лавры, "у Троицы на Самотеке". Этот скромный, хотя и просторный дом имел Крестовую церковь, где монахи Сергиевой Лавры ежедневно совершали положенное по уставу богослужение. Рядом с алтарем помещается небольшая моленная, уставленная иконами; в ней Патриарх и молился во время богослужения, когда не служил сам. Но служить он любил и часто служил в своей Крестовой церкви. Дом окружен небольшим садиком, где Патриарх любил гулять, как только позволяли дела. Здесь часто к нему присоединялись и гости, и близко знакомые посетители, с которыми лилась приятная, задушевная беседа, иногда до позднего часа. Садик уютный, плотно отделенный от соседних дворов, но детишки-соседи взбирались иногда на высокий забор, и тогда Патриарх ласково оделял их яблоками, конфетами. Тут же и небольшой фруктовый садик, и огород, и цветник, и даже баня,- но все это было запущено за время революции.

Поместный собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.
Президиум: Святейший Патриарх Тихон, слева - митрополит Новгородский и Старорузский Арсений (Стадницкий), справа - митрополит Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий). Фотография. 1917 г.

Конечно, и стол Патриарха был очень скромный: черный хлеб подавался по порциям, часто с соломой, картофель без масла. Но и прежде Преосвященный Тихон был совсем невзыскателен к столу, любил больше простую пищу, особенно русские щи и кашу.

Кто бывал в приемной Патриарха Тихона в Троицком подворье на Самотеке, отлично помнят огромного, тучного, размашистого и быстрого в походке патриаршего эконома архимандрита Анемподиста (Алексеева), который при изъятии ценностей церкви этого Подворья, облачившись, заявил свой протест комиссии, а потом разоблачился и вышел из храма. Такой земной и плотяной по виду монах совсем не казался героем духа и нравственной силы. Однако Патриарх знал своего эконома, этого простого, малообразованного человека. Когда из суда приходили и сообщали о его поведении, Патриарх с улыбкой говорил: "Ну, мой Анемподист не сдастся, на него я надеюсь"". (31)

На Троицком подворье: Святейший Париарх Тихон с митрополитом Крутицким Петром (Полянским; † 1937) и епископом (впоследствии архиепископом) Феодором (Поздеевским; † 1937), священномучениками.
Фотография.

Вскоре вслед за архимандритом Анемподистом был арестован и сам Святейший. "На следующий день после допросов в Московском ревтрибунале и ГПУ, в субботу Недели третьей по Пасхе, 6 мая 1922 года, в шесть часов пополудни, когда в церквах благовестили к всенощной, отряд красноармейцев появился на Троицком подворье и объявил Святейшему Тихону, что отныне он находится под домашним арестом. <...>

9 мая в Москву из Петрограда прибыли главари обновленчества - протоиерей Александр Введенский, священники Владимир Красницкий и Евгений Белков, псаломщик Стефан Стадник. Несколько дней они вели переговоры в "различных инстанциях", а ночью с 12 на 13 мая начальник охраны беспрекословно пропустил их в сопровождении двух сотрудников ГПУ к уже легшему почивать Святейшему Тихону. Непрошенные гости подняли с постели Патриарха и повели с ним беседу.

- На днях, владыка,- первым заговорил хладнокровный Красницкий, растягивая слова, словно на церковной службе,- объявлено 11 смертных приговоров. И кровь этих страдальцев лежит на вас, распространившем прокламацию о сопротивлении изъятию церковный ценностей.

- Это очень тяжелое обвинение, и я его уже слышал на суде. Но не ожидал, что духовные лица тоже осуждают меня.

- Ваше послание,- вспылил элегантный Введенский, у которого крест на тоненькой цепочке напоминал импозантный брелок,- явилось сигналом к гражданской войне Церкви против советской власти.

- Вы, наверное, не читали его, если так полагаете,- горько вздохнул Святейший. - Кто же, по-вашему, если не я, должен защищать права Церкви?

- Мы! - выкрикнул Красницкий. Это было похоже на ленинское: "Есть такая партия!" - Ибо мы готовы сотрудничать с советской властью, а вы ее враг. Вы демонстративно анафематствовали большевиков, призывали к сокрытию церковного имущества, вы выступали против декрета "О свободе совести", посылали через епископа Ермогена арестованному Николаю Романову благословение и просфоры. Вы именем Церкви решили свергнуть советскую власть...

Надвратный образ святителя Николая, Никольская башня и часовня во имя святого угодника Божия (справа), пострадавшие после обстрела Московского Кремля большевиками 2 ноября 1917 года.
Фотография 1917 г.

- Зачем вы пришли ко мне? - перебил увлекшегося перед сотрудниками ГПУ "священника" Патриарх.

- Мы хотим,- вступил в бой Введенский,- чтобы вы отошли от церковной власти, отдав распоряжение о созыве Собора, а до тех пор мы, по распоряжению ВЦИКа, будем управлять вашей канцелярией.

- Но иереи не имеют права заменять Патриарха.

- Но надо передать власть, дела стоят без движения, а вы арестованы и будете преданы суду,- наконец внес свою лепту в апокалипсическую беседу и псаломщик. - Неужто вас не беспокоит дальнейшая судьба Церкви? Да и товарищ Калинин ждет, о чем мы с вами договоримся...

Делегация столпов обновленчества предложила Патриарху снять сан, сложить с себя обязанности по управлению Церковью и передать канцелярию, печать, и прочее имущество им, представителям "Живой Церкви", ведь они с советской властью и ее карательными органами живут в ладу.

- Патриаршество - тяжелый крест, который меня тяготит,- ответил Святейший,- но ни вы, ни я, а лишь грядущий Собор может лишить меня сана. Я напишу председателю ВЦИКа и объявлю своего заместителя на время заточения. Идите с Богом,- и Патриарх, благословив незванных гостей, выпроводил их за порог. <...>

Последнюю литургию на Троицком подворье в своем любимом храме преподобного Сергия Радонежского арестованный Патриарх Тихон совершил 14 мая...

- Это было воскресенье,- вспоминает В. М. Миронова.- Здесь, в маленьком храмике, в присутствии немногочисленных молящихся, Патриарх в сослужении подворской братии совершил Божественную литургию - просто, без особой помпы и, как всегда, молитвенно. По окончании богослужения молившийся в алтаре, пребывающий на покое престарелый архиепископ Екатеринославский Владимир (Соколовский-Автономов; † 1931), замечательный старец, в прошлом ревностный архипастырь-миссионер, объехавший в свое время чуть ли не весь свет, проповедуя слово Божие (включая Америку и Австралию), приблизился к Святейшему, только что разоблачившемуся, чтобы приветствовать и одновременно проститься...

Взглянув в глаза друг друга и поняв в этом взаимном взоре более того, что смогли бы выразить обильные слова и длинные речи, они облобызались, обнялись и непрошенные слезы оросили их глаза, выражая взаимную любовь, уважение и сострадание. Присутствующие в алтаре сослужащие потупились и отвернулись в стороны... После сего безмолвно и поспешно архиепископ Владимир покинул алтарь и вышел с Подворья, чтобы более никогда здесь уже не появляться". (28)

Молебен и крестный ход на Красной площади в Москве (у Никольских ворот Кремля) 20 мая 1918 года. Справа от Патриарха Тихона Великий архидиакон Константин Розов и келейник Святейшего Яков Полозов, закрывший Патриарха своим телом при покушении на святителя 9 декабря 1924 года.
Фотографии. 1918 г.

Машина, доставившая святителя Тихона к месту его заточения в Донской монастырь, подъехала к Главному дому в ночь с 18 на 19 мая, а уже наутро Подворье оказалось в полном смысле этого слова оккупировано "Высшим Церковным Управлением" обновленцев-живоцерковников.

Архиепископ Екатеринославский Владимир (Соколовский-Автономов).
Фотография. 1920-е гг.

"Днем 19 мая члены Высшего Церковного Управления, или, как его начали сокращенно называть, ВЦУ,- рассказывают в своих "Очерках по истории русской церковной смуты" А. Левитин и В. Шавров,- переехали в Троицкое подворье. Здесь их ждал сюрприз: в розовой гостиной - в той самой, в которой их принимал накануне Патриарх, их встретил Антонин Грановский (обновленческий "митрополит"), который безапелляционно заявил, что он решил возглавить новое Высшее Церковное Управление, открыл первое заседание и сразу начал всем распоряжаться, ведя себя так, точно он находился в завоеванной стране. Инициаторы церковного переворота не решились возражать, а А. И. Введенский даже выразил по этому поводу свою радость. Так начал функционировать новый высший орган Русской Церкви". (32) Его устройство, быт, по замыслу живоцерковников, были максимально приближены к устройству и быту советских учреждений 20-х годов. Такое отнюдь не чудесное преображение бывшей резиденции московских архиереев не могло не привлечь внимания молодой коммунистической прессы, чуткой и внимательной по отношению ко всему "новому и прогрессивному".

Вот зарисовка, сделанная в стенах Троицкого подворья корреспондентом одной из провинциальных газет.

"Вдали от суетного мира, в глухом переулке стоит Троицкое подворье,- пишет пензяк А. Зуев,- покои последнего Патриарха. В соседнем саду все так же шумят дубы и клены. В тихих залах все так же хмуро смотрят со стен портреты давно умерших князей Церкви. Все так же ярко блестит навощенный пол. Все в том же чинном порядке стоят кресла. Переменились лишь люди, и за их спокойной внешностью невольно чувствуется кипучее биение нашей жизни. Ушел из покоев Великий Господин всея Великия, Малыя и Белыя Руси Патриарх Тихон. За ним ушли тихие, бесшумные слуги - келейники. Пришли новые, с новыми думами. Принесли в тихие покои новые, такие чуждые слова. На двери приемной висит вывеска: "Центральный Комитет". Это Комитет группы "Живая Церковь". На дверях следующей комнаты, где восседал сам Патриарх, значится: "Президиум"; по лестнице поднимается священник, под мышкой у него "Правда" и "Известия". На площадке лестницы, под развесистым фикусом, наряду с книжками "Живой Церкви" продаются "Атеист", "Наука и религия". Тут же висит рукописная стенная газета Съезда - "Известия". В ней имеется отдел: "О контрреволюции в приходах". В приемную идут просители. Вот вылощенный иерей с академическим значком на груди. Вот старенький попик из Олонецкой губернии хочет вступить в группу "Живая Церковь". Все спрашивают у секретаря форму, по которой писать заявление. Секретарь подсовывает только что поданное предыдущим просителем заявление, и попик долго, без помарок его переписывает" (пензенская газета "Трудовая правда". 1922. 18 августа). (32)

Святейший Патриарх Тихон в гостях у митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского) в Николо-Угрешском монастыре.
Рядом с ними (слева направо) священномученики: епископ Серпуховский Арсений (Жадановский; † 1937), архиепископ Балахнинский Евфимий (Елиев; † 1918), с цветами - епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский; † 1937) и крайний справа - епископ (впоследствии архиепископ) Звенигородский Николай (Добронравов; † 1937). Фотография.
Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон в Петрограде. Встреча с верующими у Казанского собора. Июнь 1918 года.
Фотография.

Тут же, на Подворье, под руководством одного из идеологов "обновления" протоиерея В. Красницкого состоялся и Московский епархиальный съезд для избрания членов Всероссийского Поместного Собора 1923 года.

Размещалась здесь некоторое время и "краса и гордость" обновленческой Церкви - Московская богословская академия.

"Официальное открытие Московской богословской академии, занимавшей в Троицком подворье две комнаты, состоялось 6 декабря 1923 года. Это открытие вряд ли могло бы произойти, если бы не щедрая помощь американского епископа Нильсена, собравшего средства со своей паствы - несколько десятков тысяч долларов - в пользу Московской академии. Ректором академии был епископ Георгий (Добронравов). Вскоре его сменил сам А. И. Введенский". (32)

Просуществовала она, впрочем, недолго: вместе с бесславным концом обновленческого движения "замерла" и ее жизнь.

Последующая история резиденции московских святителей складывается уже совсем прозаически, развиваясь по типичному для тех горьких лет сценарию: в 1929 году она передается под детский сад, домовая церковь разоряется, ее купол и шатровый верх звонницы сносятся. Храм Живоначальной Троицы превращается в склад, затем в него вселяются Мюзик-холл, Московский академический симфонический оркестр... Под различные "бытовые нужды" приспосабливаются при советской власти также и другие принадлежавшие Подворью строения.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!
Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Рейтинг@Mail.ru
к началу