|
|
см. также: Памятные даты из истории Троицкого Подворья>>>
В ряду московских достопримечательностей Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вполне заслуженно могло бы занять одно из первых мест. На протяжении целого столетия с ним теснейшим образом была связана вся церковная жизнь Москвы - "Третьего Рима": с 1815 по 1923 год оно являлось постоянной резиденцией московских митрополитов. Более 45 лет (с 1821 по 1867 год) прожил на Подворье святитель Филарет (Дроздов; † 1867) - "природный Патриарх Всероссийский", как называли его современники. Здесь совершал он свое полное самоотвержения архипастырское служение, проходил сокровенный подвиг молитвенного делания. Сюда 5 ноября 1917 года будущий священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский; † 1918) принес митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону (Беллавину; † 1925) весть о избрании его на более двух веков вдовствовавший патриарший престол. И укрывшемуся в тихом уголке столичного града Подворью суждено было на несколько лет стать центром духовной и церковной жизни уже не только Москвы, но и всей России, причем в период самый сложный и трагический за всю историю Русской Православной Церкви. Здесь же в мае 1922 года святитель Тихон был арестован...
В современной отечественной литературе история Троицко-Сухаревского подворья - так некогда назывался бывший загородный двор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - подобающего отражения не нашла. Причина тому - оскудение веры и попрание христианских ценностей в годы правления безбожного тоталитарного режима. Восстанавливая былые традиции, нам хотелось бы рассказать об этом примечательном месте, о его прошлом, нынешнем состоянии и о том, каким оно предстанет, если будет на то Божие благоволение, в недалеком будущем. А начало нашему повествованию положим кратким очерком об исторически первом подворье Лавры, располагавшемся на территории Московского Кремля и часто именовавшемся Богоявленским монастырем. |
Продолжение |
|
|
|
Псалом да будет непрестанно в устах твоих
Преподобный Ефрем Сирин
«Псалом, — говорит святитель Василий Великий, — это тишина души, раздаятель мира. Он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Он утишает мятежные и волнующие помыслы. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими и примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносит единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ — любовь».
| |
Продолжение |
|
|
|
11 ноября 2007 года, в православном лектории Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры состоялась лекция священника Даниила Сысоева "Православие и ислам в истории России".
Основные тезисы лекции:
- Во все века, начиная с Крещения Руси, существовало противостояние между Русью и исламскими государствами. Святой равноапостольный великий князь Владимир боролся с хазарами, камскими болгарами, бывшими уже тогда мусульманами. И особенно ожесточилось противостояние, когда Орда приняла ислам. Тогда вассальная зависимость Руси приобрела религиозные мотивы: ордынцы ставили главной задачей исламизацию Руси.
- Невозможно мирное сосуществование с исламским миром. И только лишь установка, что они, заблудшие народы, требуют усилий для того, чтобы быть приведенными ко Христу, может помочь нам, христианам, выполнять свою миссию.
- В коране имеются предпосылки к тому, чтобы безжалостно обращать в ислам христианские народы, которые воспринимаются как низший сорт. И равноправное сосуществование в исламском государстве какого-либо иного вероисповедания невозможно, потому что государство неотделимо от религии
| |
В воскресенье, 2 декабря, день памяти святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского.
В 2007 году отмечается 140 лет преставления Святителя. В нашем храме, как обычно в воскресный день, было совершено две Божественных Литургии: ранняя и поздняя. После Поздней Литургии состоялся молебен святителю Филарету. А затем прихожане нашего храма приняли участие в экскурсии по Подворью. В ходе экскурсии прихожане осмотрели Митрополичьи палаты - историческое здание, где совершали свое служение московские митрополиты, в том числе, и святитель Филарет в течение 46-ти лет (1821-1867).
По окончании экскурсии был отслужен водосвятный молебен в восстанавливающейся домовой церкви Палат. |
|
16 декабря 2007 года, в Митрополичьих Палатах Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры состоялась лекция "Что такое религия и какие религии бывают", которую прочитал диакон Михаил Плотников, клирик храма свт. Николая в Заяицком, кандидат богословия, доцент, преподаватель ПСТГУ, сотрудник кафедры религиоведческих наук.
Основные тезисы лекции:
- Этимология слова "религия", его понимание древними римлянами. Религия Древнего Рима, ее упадок.
- Применение термина "религия" к христианству во времена гонений и с началом срастания христианства с государством.
- Уточнение термина "религия" христианским мыслителем Лактанцием. Понимание "религии" как воссоединения с Богом.
- О неприложимости термина "религия" ко многим "религиозным" мировоззрениям и практикам.
- О понимании религии как представлении о сверхчувственном мире, общении с ним и продолжении существования после смерти.
- Основы этического учения в религиях.
- Деление религий на группы по количеству их последователей.
- Синтетические религии.
| |
Интервью с настоятельницей Пахомие-Нерехтского монастыря игуменией Алексией
– Матушка Алексия, как Вы думаете, почему с этим местом связано столько святых: от Пахомия Нерехтского, до священномученика Василия, практически нашего современника?
– Да, место удивительно святое, и сейчас все больше и больше людей понимают, сколько здесь тишины и святости.
Монастырь наш очень древний, времен преподобного Сергия. В 14 веке преподобный Сергий ушел под Москву, на пустынножительство, а на это место пришел преподобный Пахомий, уроженец города Владимира, сын священника. Он там принял монашество, там был игуменом одного из монастырей, и оттуда ушел на высший подвиг монашества – пустынножительство. Долго искал место, и когда пришел сюда, уже не смог уйти. А жители Нерехты просили, чтобы он не оставался один, а построил монастырь, потому что далеко вокруг не было ни одного монастыря. А монастыри в 14 веке имели очень большое значение.
По благословению святителя Алексия митрополита Московского было разрешено построить первый храм в честь Святой Троицы. Престольную икону написал сам преподобный Пахомий, и весь монастырь был назван в честь Святой Троицы. |
Продолжение |
|
|
Раннее субботнее утро 10 ноября выдалось хмурым и довольно прохладным. В 8-00 автобус у храма уже заполнен. В путь! Цель сегодняшней поездки - Иосифо-Волоцкий монастырь.
Всякое дело начинается с молитвы, а уж тем более паломничество. Стройный хор наших детей заполнил пространство нашего автобуса и благоговейным молитвенным теплом согрел наши души… Подпеваем все вместе. Молитвы завершили, когда автобус ехал по кольцевой дороге к выезду на Волоколамское шоссе. Путь еще неблизкий… Микрофон берет одна из учениц школы и начинает свой рассказ об истории древнего Иосифо-Волоцкого монастыря и Иосифе и об основании им обители под Волоколамском. Иноческое имя Иосиф было дано юному Иоанну Санину преподобным в Боровском монастыре, где преподобный Иосиф провел затем восемнадцать лет под руководством святого подвижника. |
Продолжение |
|
|
Икона Живоначальной Троицы, написанная на доске из Мамврийского дуба и освященная на Гробе Господнем.
Преподнесена в дар Свято-Троицкой Сергиевой Лавре от Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1912 году.
Тропарь, глас 8
Благословен еси, Христе Боже наш,
/ Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми
уловлей вселенную, // Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак, глас тот же
Егда снизшед языки слия, / разделяше языки
Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва; //
и согласно славим Всесвятаго Духа.
Величание
Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца послал еси // божественным учеником Твоим. |
2 декабря 2007 года, в Митрополичьих Палатах Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры состоялась лекция:
"К 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского. Новые материалы и загадки звенигородского чудотворца".
Лектор – Константин Петрович Ковалев, телеведущий, историк, писатель, автор нескольких книг серии «Жизнь замечательных людей». Недавно награжден орденом «Гордость России» за книгу «Савва Сторожевский».
|
Основные тезисы лекции:
- Географическое расположение Звенигорода. Рублево-Успенское шоссе – Звенигородская дорога.
- Краткая историческая картина XIV века. Поход князя Юрия Звенигородского на Волжскую Булгарию по благословению преподобного Саввы. Поход Тамерлана против Тахтомыша.
- Забвение трудов и подвигов преподобного Саввы. Причины этого: литовско-польское нашествие в Смутное время и уничтожение рукописей поляками; замалчивание роли преподобного Саввы в истории России.
- Начало иноческого пути преподобного Саввы Сторожевского.
Основание монастыря в Звенигороде.
- Духовное окормление князя Юрия Димитриевича Звенигородского преподобным старцем Саввой. "Благоверное княжение".
- Чудеса преподобного Саввы: спасение царя Алексея Михайловича от медведя; Отечественная война 1812 года: спасение от разорения Звенигородского монастыря французами через явление преподобного Саввы Эжен (Евгению) Богарне; спасение мощей преподобного Саввы в советские годы при всеобщем вскрытии мощей, возвращение мощей в 1988 году в Даниловский монастырь; чудо с императором Петром I; преподобный Савва покровитель семьи Романовых.
| |
|
Продолжение |
|
|
|
Продолжение |
|
|
|
Продолжение |
|
|
18 ноября 2007 г. прихожане нашего Подворья посмотрели спектакль-драму «Крест-Хранитель», посвященный новомученикам российским от безбожной власти убиенным. Для многих было открытием, что в Москве уже 17 лет существует и ставит православные спектакли Русский духовный театр «ГЛАС».
Зал был полон, некоторым пришлось даже занять приставные места на стульях.
Увиденное трудно назвать в известном смысле спектаклем, это было нечто большее: это и житие святой мученицы Елизаветы Феодоровны, и духовное пение и молитвы, и отрывки из текстов Евангелия и проповедей святого Патриарха Тихона. Это напоминание о прошлом и предостережение нам, ныне живущим.
Когда действие на сцене закончилось, то в зале стояла гробовая тишина, никто не решался захлопать первым. А потом артистов долго благодарили. Из зала тоже не торопились выходить. Многие вытирали с лица слёзы.
Об увиденном поделилась одна из наших прихожанок: «В этом спектакле всё переплелось. Я была на Святой Земле, на Ганиной Яме, читала книги о новомучениках Российских. А здесь всё встало перед глазами, ожило так ясно, я плакала. Надо, чтобы все посмотрели этот спектакль! Мы открыли для себя этот театр, взяли репертуар, хотим пойти и на другие спектакли»… |
|
Продолжение |
|
|
| << В начало < Предыдущая 61 62 63 64 65 66 67 68 69 Следующая > В конец >>
| Всего 925 - 938 из 959 |
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
|
|