Нужно услышать призыв Христа – будьте светом для мира и солью для земли!
протоиерей Владимир Волгин

Интервью с протоиереем Владимиром Волгиным.

Двадцать лет назад Церковь получила свободу. За эти десятилетия открылись тысячи храмов, сотни монастырей. И миллионы людей пришли к вере. Спасение души – важнейшая задача, которая напрямую зависит не только от самих верующих, но и от их участия в церковной жизни, от того, как строятся отношения в приходе между священником и прихожанами. Какие проблемы прихожанин должен обсуждать со священником, а что должен решать самостоятельно. В чем состоит послушание? Имеет ли право мирянин принимать решения самостоятельно, или ему необходимо брать благословение у священника на каждый шаг своей жизни? Как найти духовника и насколько это необходимо? Мы попросили одного из известных и авторитетных московских духовников, настоятеля храма Софии - Премудрости Божией, протоиерея Владимира Волгина рассказать о своем взгляде на эту проблему.

– Отец Владимир, как, по-вашему, должны строиться отношения между священником и прихожанами?

– В любой области познания, мы нуждаемся в преподавателе. И духовная область – не исключение. Ведь духовная жизнь – это наука из наук, искусство из искусств. И мы, священники, старше не только по опыту, но и по званию, и передаем опыт, который накоплен годами: не только жизненной практикой, но и чтением святоотеческой литературы, не говоря уже, конечно, о Священном Евангелии, и предстоянием перед Престолом.

К сожалению, институт духовничества в наши дни постепенно исчезает. Старцы умирают, из тех старцев, которые еще живы, многие больны настолько, что не могут окормлять народ Божий, нуждающийся в их помощи, молитве и защите. Ведь основной дар старцев – это Любовь. Вне зависимости от звания, от положения человека, от его талантов. Эта любовь всегда прозорлива и старцы пестуют душу человеческую, основываясь на ее глубине, на видении этой души и отталкиваясь от ее возможностей, советуют своему духовному чаду или тем, кто к ним обратился, наиболее простой, легкий и прямой путь для этого человека. И в ситуации, когда старцев становится все меньше, остаемся мы – священники.

Кто-то знал старцев, кто-то не знал. И те, кто знал, такие как я – мы не старцы, мы духовники нового поколения, и передаем тот опыт, что получили сами. Мы не видим будущее как прошедшее, не зрим души человеческой, а передаем только то, что у нас осталось в опыте духовном от старцев. Это тоже немало для современного мира. Преподобный Игнатий (Брянчанинов) говорил о том, что в последние времена вообще исчезнет этот институт духовничества, и тогда христианам нужно будет обращаться к духовной литературе и святым отцам, чтобы найти ответы на все животрепещущие вопросы, которые возникают у человека.

Преподобный Симеон Новый Богослов говорил о том, что нужно вымолить себе духовника. Этот духовник, конечно, должен исполнять в первую очередь заповеди Божии, не уклоняться от духа Православной Церкви, он должен стремиться к стяжанию Любви в своем сердце. Плохо бывает, когда духовник раздражается, негодует на людей. Он должен быть человеком любви. И если выпало счастье найти такого доброго духовника, это уже великое дело для человека, подвизающегося на пути ко спасению.

– Во взаимоотношениях священника и прихожан есть множество тонких сторон, и трудно четко сказать, какие вопросы верующим необходимо решать самостоятельно, а что, напротив, требует помощи духовника. Можно ли провести такую границу? Как разграничить эти вопросы духовной жизни?

– Есть вещи, по поводу которых надо обязательно советоваться с духовником, такие «узловые» моменты в жизни. Допустим, вступить или не вступить в брак. Ведь институт бракосочетания в каком-то смысле утерян. И мы передаем эти знания.

Отец Иоанн (Крестьянкин), великий старец, говорил, что молодые люди должны встречаться до брака три года. Достаточно плотно узнавая друг друга. Безусловно, в целомудренных отношениях. Тогда, уже после этого срока невозможно будет сказать своему избраннику «я в тебе разочаровался», потому что весь тот негатив, который существует в душе каждого человека, он обязательно за три года вскроется и объявится наружу.

Духовник может проанализировать, какова была жизнь молодого человека, какова – молодой девушки. Здесь очень много разных аспектов, на которых я сейчас не могу останавливаться. Безусловно, на брак нужно спрашивать благословение. И не только на брак, на многое.

Часто, к сожалению, некоторые из прихожан стремятся к абсолютному послушанию, не понимая, что его невозможно осуществить в жизни. Для того, чтобы было абсолютное послушание, нужно со священником, с духовником, со старцем жить рядом, чтобы спрашивать его благословения на любую мелочь. А мы, безусловно, не можем в нашей жизни так плотно, ежеминутно общаться со своими духовными детьми, которые живут иногда очень далеко от прихода.

Не понимая этого, некоторые прихожане обращают это духовничество в гротескные формы. Бывает так, что подходят со словами «благословите пойти в магазин», или еще что-то подобное. То есть просят благословения на то, что человек обязан сделать! Не надо спрашивать благословения на повседневные дела – это все равно, что спящий бы сказал: благословите проснуться и встать.

Вот в такой гротеск превращаются у некоторых прихожан отношения с духовником. И возникает несоответствие духовной жизни человека: на самое мелкое спрашивают благословения, тогда как самое серьезное, узловое в жизни даже не думают обсудить с духовником.

Я думаю, что главное дело священников – это молиться за своих духовных чад и за свой приход. Раз он обрел Бога, то безусловно, стремиться к Богу. И если мы не можем дать и передать свой духовный опыт, если мы нищие в этом опыте, то, во всяком случае, можем литургически, на основе Божественной Литургии помогать человеку осуществлять этот духовный путь восхождения к Царствию Божию.

– Отец Владимир, говорят, что без послушания нет спасения. При этом, пожалуй, нет другого такого слова в духовной жизни, в которое бы вкладывали столько разных значений. Каждый видит смысл послушания по-своему. Скажите, что самое главное в послушании, в чем оно относится к каждому верующему?

– У каждого в Церкви есть свое призвание. И смысл послушания состоит в том, чтобы это призвание исполнить. Сначала нужно услышать призыв Христа – будьте светом для мира и солью для земли. Услышать и откликнуться. Этот призыв направлен не только к священникам, иерархам Церкви, но и ко всем христианам. Как говорил преподобный Серафим Саровский – "Стяжите Духа Святого!" Вот что должен делать каждый христианин, каждый из нас.

Беседовал Сергей Канев

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter