Он никогда не подымал глаз, чтобы не смущать собеседника
Алла Анишина

Беседа с Аллой Анишиной, заведующей древлехранилищем Вологодской и Великоусюжской епархии.

В этом году день Святого Духа совпал с днем памяти преподобного Димитрия Прилуцкого, одного из самых любимых и почитаемых русских святых. Ученик и последователь преподобного Сергия Радонежского, святой Димитрий отправился на север, чтобы поставить в речной излучине близ Вологды обитель, которой суждено было стать одним из крупнейших русских монастырей. Об истории этой обители и о ее святом игумене мы беседовали с вологодским историком и краеведом Аллой Анишиной, которая заведует древлехранилищем Вологодской и Великоусюжской епархии.

– Эта древняя обитель, основанная еще в 14 веке, видела очень многое за свою долгую историю. А как начинался Спасо-Прилуцкий монастырь?

– Начинался он в то время, как преподобный Сергий основал свой монастырь. Основатель этой обители, преподобный Димитрий, был его духовным другом, сомолитвенником, собеседником. Это был первый монастырь, который появился близ Вологды. В те времена здесь, как рассказывается в житии, было хлебное поле, а преподобный, прибыв в Вологду, отправился искать место для своих монашеских подвигов. Хозяева этого поля откликнулись, видимо, почувствовали благодатную силу старца, предложили сами ему выбрать место, он шел, молился, чтоб Воля Божия свершилась, и остановился здесь.

Это был высокий берег Вологды, и русло реки здесь делало такой резкий поворот, который называют лукой, поэтому монастырь назвали «Прилуцким». Было это в августе – раз уже колосились озимые, и вот местные жители не пожалели вытоптать хлеб, чтобы рядом с ними поселился святой человек. Поставлен был крест на месте нынешнего храма, и келеечка. Очень скоро был построен храм. Его строили все местные жители. Как рассказывает житие, было такое даяние от великого князя Димитрия Иоанновича – Донского. Ведь преподобный был крестным отцом одного из его сыновей. Может быть у Иоанна, который скончался в отрочестве. Храм освящали как раз 1 августа – праздник был тогда для Руси новый – происхождение древ Креста Господня и Всемилостивого Спаса.

Здесь прошли последние годы преподобного.

– Скажите, а дата основания обители известна?

– Наверняка были какие-то записи. Но один раз было литовское разорение. Были сожжены грамоты, часть архива погибла. И вторая утрата – в 19 веке был пожар в Спасском соборе. Ничего не удалось спасти, кроме чудотворной иконы преподобного. Между 1378 и 1382 – сопоставляя различные известные даты, вот где-то в этом промежутке и был основан монастырь. Он подвизался здесь до своей смерти в 1392 году.

– И умер в один год с преподобным Сергием?

– Да, видимо так тоже проявилась их взаимная любовь и единение. Хотя жили они в разных местах, но отошли ко Господу вместе.

Что удивительно: монастырь был большим. Мы знаем, что монастыри в 14 веке просто крошечные были. У преподобного Сергия было двенадцать монахов, по числу апостолов. А вот этот монастырь некоторые списки называют Лаврой. Был большой монастырь, сразу строили большой храм. Может быть, потому что сюда могли приходить молиться местные жители.

преподобный Димитрий Прилуцкий

Когда преподобному было извещение, что Господь его призовет, он собрал братию, передал игуменство. А братия узнала о его кончине по благоуханию, которое разлилось везде. Зашли в келью, увидели светлое лицо как будто спящего.

А братия раньше спрашивали, как его похоронить. Преподобный по своему великому смирению, говорил, чтобы его вообще не хоронили, а бросили в болото и потоптали ногами. Он считал себя недостойным благочестивого погребения, потому что жизнь прожил, а ко Господу так и не приблизился. Смирение редчайшее было!

Похоронили его в храме, близ правого клироса. Он и сейчас там лежит. Обычно, когда первые монастырские храмы перестраивались, то их строили напротив врат. А здесь сколько перестраивали – всегда над мощами преподобного Димитрия. Так что храм стоит на своем первоначальном месте. И мощи – как изначально была гробница, потом они оказались под спудом, так там сейчас и находятся.

Долгие годы потом сохранялся уклад и молитвенный строй, заведенный основателем, обитель жила памятью. В храме нет росписей – только иконы. Это тоже традиция – так было при преподобном. Хотя монастырь и стал потом очень богатым, но не расписывали стены внутри.

– С чем связана такая традиция?

– Это такая особая высокая стадия молитвенного делания, которую некоторые отцы-исихасты описывают – она была доступна преподобному Димитрия, а после него все хотели вслед за ним идти, и ничего не меняли. Уже не нужны зримые образы, эти напоминания. Вот видимо он как-то воспитал так братию – в непрестанной молитве.

При Иване Грозном в монастыре построили первый каменный храм в Вологде - Спасский собор. В 17 веке монастырь пережил очень тяжелое разорение польско-литовское. Погибла братия, разорили хозяйство, погибли местные жители.

Потом монастырь стал штатным, и при Екатерине все хозяйство, все земли, вся эта громадная территория, пять храмов, все отошло в казну, монастырь был причислен ко второму классу и получал штатное содержание на 17 монахов. А максимально здесь было братии до 80 человек. В 19 век монастырь вступил в плачевном состоянии, и духовно он был истощен, и материально, внешне стал разрушаться…

Но Господь внемлет молитвам святых об их местах и ставит на помощь нужных людей. Тут похоронен один из настоятелей архимандрит Антоний (Смирнов). Он был настоятелем здесь 20 лет. И имея необходимый для этого опыт по другим монастырям, где начинал монашеский свой путь, он сделал тут ремонт. Так в конце 19 веку тут были обновлены все храмы, укреплены стены, поставили конфорсы. Тогда-то и получили стены такую необычную окраску – цветную, по граням раскрашенную.

Следующие два настоятеля – архимандрит Неофит, будущий викарный епископ Измаильский, и последний перед большевистским разорением архимандрит Нифонт.

Начали закрывать помещения монастыря, когда тут еще жили братия. У монастыря ведь были еще дома и за стенами. В 1918 году в обители произвели обыск, описали все имущество. Но настоятель проявил такую боевую находчивость, было создано такое общество из прихожан, которое взяло на свое попечение все храмы. Таким образом, удалось сохранить молитвенную жизнь, богослужение здесь совершалось до 1924 года. Но тогда уже монастырь закрыли, опечатали все храмы, колокольни, все помещения – а просто хозяйственных построек тут тоже было очень много – стали занимать посторонние организации. Например, дом инвалидов, который разобрал купол и устроил в храме кинотеатр с буфетом. Потом здесь расположился самый большой в Вологде пересыльный пункт, даже целая пересыльная тюрьма. Ведь мощные стены монастырской стены хорошо сохранились! Шли здесь ссыльные в Коми, высылали сюда в основном жителей Украины, Белоруссии – из теплых краев: представляете, сколько здесь погибло, в этих холодах! До сих пор, когда копают огороды, находят стреляные гильзы. У нас на кладбище здесь стоит крест в память о тех, кто тут погиб.

Потом здесь стали помещаться военные склады. Потом музей последние годы, где-то с 1978. Удивительно. что вот здесь в храмах ничего не уцелело, все разрушили, разнесли. Но весь ансамбль монастыря – весь! – абсолютно сохранился. В городе церкви просто стирали с лица земли, не оставляли ни камня! А тут такой громадный монастырь!

И известно из документов, что хотели закрыть и уничтожить первым, потому что «оказывал большое влияние на молодежь».

– А защитил обитель о. Нифонт?

– Да, конечно, он, хотя и был уже далеко не молодым, да и вся братия была уже кому за 60, кому за 70… Знаете, последний постриг тут был совершен в 1922 году.

В 1924 году, когда монастырь закрыли, братии предписали покинуть монастырь в течение двух недель. Жители стали возмущаться – это все отражено в документах. Их арестовывали… Но, по видимому, тут еще кто-то оставался.

Вот как сейчас все монастыри и храмы восстанавливаются: все ищут людей, стоят… А тут как дивно преподобный устроил! Тут же военные сидели. И вот в конце сороковых годов они подумали, что красивый же монастырь! И сами стали все реставрировать – включили во всякие там планы и в течение тридцати лет потихоньку здесь отреставрировали весь ансамбль. Можно посмотреть по фотографиям, как тут все валилось и рушилось – что даже невозможно узнать, что это изображено.

Сейчас мы нашли фотографии 1990 года, тогда церковная жизнь только начинала оживляться. Тогда еще ни монастыря, ничего не было. Тогда 16 июня – в праздник сретения иконы преподобного Димитрия, совершился первый крестный ход . И сразу по его молитвам передали приходу надвратную церковь, а в 1991 году открылся первый епархиальный монастырь. Первый монастырь на Вологодской земле.

Когда к нам приезжают паломники, особенно те, кто бывает тут регулярно, говорят: знаете, здесь постоянно что-то меняется, все время что-то новое появляется.

– А кто написал первый образ Димитрия Прилуцкого?

– Автор этой иконы – младший современник преподобного Димитрия, преподобный Дионисий Глушицкий. Он родился под Вологдой, примерно в 1360-х годах, по преданию еще ребенком бывал в этой обители, и даже брал благословение на монашеский постриг у преподобного Димитрия. И поэтому, когда писал его образ, он прекрасно помнил, как выглядел старец.

– Одно из самых известных изображений преподобного Димитрия создал другой Дионисий – величайший русский иконописец 15-го века. Что привело его в Вологду?

– Он расписывал фресками Ферапонтов монастырь. Предполагают, что он писал свою икону по образу Дионисия Глушицкого. Она стала первой житийной иконой святого Димитрия. Именно в те годы преподобный был прославлен Церковью в лике русских святых. И образ Дионисия передает ту красоту – не только духовную, но и внешнюю красоту, о которой говорит житие святого. Современники говорили, что он весь светился неземным светом, и не подымал глаз на собеседника – чтобы не смущать своим взглядом.

Беседовал Сергей Канев.

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter