Макарьевская икона Божией Матери "Одигитрия"

Память иконы установлена 30 сентября нового стиля (17 сентября старого).

Макарьевская икона Божией Матери "Одигитрия" явилась в княжение Василия Васильевича Темного (1425 - 1462) преподобному Макарию Унженскому, чудотворцу, подвизавшемуся на пустынных берегах реки Унжи.

17 сентября 1442 года около трех часов утра, когда преподобный Макарий оканчивал свое обычное утреннее акафистное пение Пресвятой Богородице, келлию его вдруг озарил неведомый свет. Преподобный смутился духом и стал усерднее молиться. За стенами келлии он услышал ангельское пение: "Радуйся, Благодатная Мати Неневестная!" Со страхом и изумлением вышел преподобный из своей келлии и на северо-западном небосклоне увидел икону Богоматери, окруженную светозарным сиянием. Икона приближалась к келлии подвижника. Преподобный с радостным трепетом пал на землю и воскликнул: "Радуйся, Мати Божия! Радуйся, приснотекущий Источниче, спасение миру показующий и всей Галичской стране твердое ограждение и заступление!" Он с благоговением взял икону и поставил в своей келлии, почему она и стала называться "Келейною". Позже ученики преподобного дали ей наименование "Макарьевской". На месте явления святой иконы позже (в 1439 г.) был основан Макарьево-Унженский мужской монастырь. С иконы Божией Матери Макарьевской был сделан список, который прославился, как и подлинная икона.

 В 1717 году по указу Петра I и по благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) монаху Ионе была выдана рукописная «память» для «беспенного» сбора пожертвований на изготовление оклада для Макарьевской чудотворной иконы. Однако позднее, при настоятеле монастыря игумене Митрофане II, икона была перемещена из соборного храма в Благовещенскую церковь и пребывала в забвении; поверх древнего письма было нанесено изображение Смоленской иконы Божией Матери (иконография которой является основой для Макарьевского образа). Новое обретение иконы состоялось в Макариево-Унженской обители в 1858 году при архимандрите Платоне. «По случаю обновления ветхого иконописания» с иконы, известной к тому времени как Смоленская, был снят верхний слой, под которым оказался «чудный лик Богоматери» с надписью «Макарьевская» и подписью тропаря и кондака.
 
В это время в монастыре сохранялась, видимо, и икона, явленная преподобному Макарию – в 1863 году архимандрит Платон писал, что один и тот же тропарь и кондак поется в обители «перед обоими чудотворными иконами».
 
Судьба Макарьевской иконы и ее прообраза неизвестны. Макарьево-Унженский монастырь восстановился как женский в 1993 году, в нем сохранился единственный список Макарьевской иконы Пресвятой Богородицы.
  

Другие иконы Пресвятой Богородицы >> 

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter