Неопалимою Купиною называют Божию Матерь и нередко изображают Ее
окруженною огненным сиянием. Прообраз Божией Матери видел пророк Моисей в
купине, которая горела и не сгорала. Купина горит и не сгорает, Дева
рождает и пребывает Пречистою Девою. Празднование этому образу Божией
Матери установлено 4 сентября старого стиля (17 сентября нового), ради
памяти святого пророка Моисея, удостоившегося в купине
горящей и несгораемой провидеть спасение рода человеческого Сыном
Божиим, неопально воплотившимся от Пречистой Девы и целосохранившим Ее
приснодевство.
Икона символически раскрывает сразу несколько аспектов почитания Божией Матери на основе ветхозаветных прообразов воплощения
Христа.
В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем,
которая держит в своих руках ряд символических атрибутов,
связанных с ветхозаветными пророчествами. Изображение заключено в
восьмиконечную
звезду, образованную двумя четырёхугольниками — зелёным и красным
(естественный цвет Купины и цвет объявшего её пламени). Вокруг него
располагаются изображения четырёх ветхозаветных сюжетов: Моисей перед
Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево.
Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы —
их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды. В русской иконописи икона известна с середины 16 века. Чудотворная икона "Неопалимая Купина" находилась в Москве, в церкви Неопалимой Купины, в Хамовниках.
О происхождении этой иконы есть предание. Стремянный конюх царя
Феодора Алексеевича, Дмитрий Колошин, человек богатый, особенно почитал
икону Божией Матери Неопалимая Купина, стоявшую в святых сенях при
царской Грановитой палате, и каждый раз, как приходил во дворец или
уходил оттуда, он усердно молился пред нею. Однажды, подпав невинно
гневу царя и не имея надежды оправдаться, он стал еще усерднее молиться
пред иконою Неопалимой Купины, прося Царицу Небесную заступиться за
него: молитва его была услышана.
Царю явилась во сне Матерь Божия и объявила конюшего Колошина невинным.
По исследовании дела царь убедился в его невинности и возвратил ему
прежнее расположение. В благодарность своей Заступнице Колошин выпросил у
царя икону Неопалимой Купины и построил во имя ее храм с приделом
евангелиста Марка, который и до ныне существует на том же месте.
Празднество иконе совершается, кроме 17 сентября (4 сентября ст. стиля), еще в 6-ю
неделю по Пасхе, потому что в эту неделю свято чтимая икона с крестным
ходом была перенесена в строенный для нее Колошиным храм и совершено
его освящение. В московской церкви Неопалимой
Купины была особая рукописная служба этой иконе. В заглавии службы
сказано «Служба сия поется в св. горе Синайской, егда кто производит и
егда молния бывает страшна».
Икона «Неопалимая Купина» почитается как заступница при пожарах.
Тропарь:
Иже во огни купины неопалимый, древле Моисеем виденныя,
тайну
воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовавый,
Той и
ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель
икону Ея святую чудесы
многими прослави,
даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение
от огненнаго запаления.
Сего ради вопием Преблагословенней:
Надеждо
христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси
души наша яко Милосерда.
Другие иконы Пресвятой Богородицы >>
|