СВЯТЫЕ ОТЦЫ О НАУКЕ, ЗНАНИИ, МУДРОСТИ И ОБРАЗОВАНИИ
-
Как мудрая пчела собирает с цветов мед, так и ты через чтение приобретай врачевство для души твоей. (Святой Ефрем Сирин)
-
Кто призирает знание и хвалится невежеством, тот невежда не только словом, но и разумом. (Святой Марк Подвижник)
-
Любя знание, люби и труд (прилагай знание к жизни); потому что одно знание надмевает человека. (Авва Исихий)
-
Мудрость, не оправданная деятельностью, - залог стыда. (Святой Исаак Сирин)
-
Невозможно достигнуть мудрости, не живя мудро. Лучше мудрость не словом блистающая, но свидетельствуемая делами. (Святитель Григорий Богослов)
«ЕСЛИ ИМЕЕШЬ МНОГО ПОЗНАНИЙ, ТО И ЖИВИ СВЯТЕЕ...» (Святитель ФИЛАРЕТ, митрополит Московский).
Изучение земных предметов и наук может быть благотворно, но тогда, когда оно идет не в разрез и не отдельно от веры и богопознания. Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера.
Свет одного научного образования без света Христовой истины все равно что свет луны без солнца, свет холодный и безжизненный, свет чуждый и заимствованный; он будет только скользить по поверхности души, как скользит свет луны по скале, не проникая вглубь ее, - никогда не состоянии будет согреть, оживить и возбудить сердце наше к трудам и подвигам, скорбям и лишениям.
Солнце светит, и греет. Одного света просвещения не довольно; нужна теплота, то есть польза: при просвещении ума - образование сердца, доброта души.
Что пользы для корабля от мачты, кормщика, матросов, парусов и якоря, если нет ветра? Что пользы в красноречии, остроумии, познаниях, образованности, разуме, если нет в душе Духа Святого?
Бесполезны все наши познания, когда мы при них Иисуса Христа не знаем.
Чем более человек познает, тем более усматривает, как мало познанное в сравнении с непознанным и недоступным познанию.
Если имеешь много познаний, то и живи святее; потому что Судия будет строже судить тебя.
Как не всякое сокровище делает богатым, а разве только употребляемое с благоразумием и умеренностию, - так и просвещение не всегда обращается в совершенство. Есть высший род премудрости, который состоит в употреблении премудрости.
Хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие дела.
О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ (Святитель ФЕОФАН Затворник)
Нельзя определить, когда человек приходит к сознанию себя христианином и самостоятельной решимости жить по-христиански. На деле это бывает разновременно: в 7, 10, 15 лет и позже. Может быть, прежде этого настанет время обучения, как и бывает большею частию. При этом непременное правило - хранить весь прежний порядок без изменения и на все время обучения: ибо он существенно вытекает из природы сил наших и требований христианской жизни.
Порядок обучения никак не должен быть противоположен показанному настроению, иначе будет разорено все, что там создано, то есть должно оградить детей-учеников, как и младенцев, благочестием всех окружающих, церковностью, таинствами и также должно действовать на их тело, душу и дух.
При этом, применительно к учению, должно только присовокупить: пусть обучение будет так расположено, чтобы видно было, что главное и что подчиненное. Мысль о сем всего легче напечатлеть распределением предметов обучения и времени. Пусть считается главным - изучение веры, пусть лучшее время назначается на дела благочестия и, в случае столкновения, преимуществуют последние над научностью; пусть одобрение заслуживает не одна успешность в науках, а также вера и добронравие. Вообще, надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная на время только настоящей жизни. И поэтому никак не должно ставить ее так высоко и в таком блестящем виде, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа жизни христианской, как эта научность и исключительная о ней забота. Она прямо ввергает в охлаждение и потом может навсегда удержать в нем, а иногда еще и присовокупить разврат, если встретятся благоприятные тому обстоятельства.
Другое, на что должно обращать внимание - это дух преподавания или воззрения на предметы обучения. Должно быть поставлено непреложным законом, чтобы всякая, преподаваемая христианину, наука была пропитана началами христианскими, и притом православными.
Всякая наука способна к тому, и даже тогда только и будет истинною наукою в своем роде, когда исполнит это условие. Христианские начала несомненно истинны. Потому, не сомневаясь, поставляй их общею меркою истины. У нас самое опасное заблуждение то, что преподают науки без всякого внимания к истинной вере, позволяя себе вольность и даже ложь в том предположении, что вера и наука - две области решительно разъединенные.
Дух у нас один. Он же принимает и науки, и напитывается их началами так же, как принимает веру и проникается ею. Как же можно, чтобы они не приходили в благо, приятное или неблагоприятное соприкосновение здесь?При том же и область истины одна. Зачем и набивать в голову то, что не из этой области или с чем нельзя показаться во дворе ее светлом.
Если в таком порядке будет ведено обучение, чтобы вера и жизнь в духе веры высились над всем во внимании обучаемых, и по образу занятия, и по духу преподавания, то нет сомнения, что положенные в детстве начала не только будут сохранены, но и возвысятся, укрепятся и придут в соразмерную зрелость. А как это благодетельно!
«БЕЗ ХРИСТА СУЕТНО ВСЕОБРАЗОВАНИЕ» (Святой праведный ИОАНН Кронштадтский)
При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце - жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христиaнcкoгo. Пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет; именно Он хочет чистого сердца: блаженны чистые сердцем (Мф. 5,8). Прислушайтесь к Его сладчайшему гласу в Евангелии. А истинная жизнь нашего сердца - Христос (живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Научитесь все мудрости апостола - это наша общая задача: вселить верою Христа в сердце.
Современное ложное просвещение удаляет от истинного Света, просвещающего всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1, 9), а не приближает к Нему. А без Христа суетно все образование.
Что мы хотим сделать из наших юношей? Всезнающих или многознающих ученых мужей? Слишком этого недостаточно. Можно и весьма много знать, быть весьма ученым человеком и в то же время, увы, быть негодным человеком и вредным членом общества... Горе нам, если из наших учебных заведений стали бы выходить такие ученые. Но что же мы хотим сделать из наших юношей? Полезных обществу членов. Хорошо, но этого мало. Истинно полезные христианскому обществу члены могут быть только воспитанные в христианских понятиях, правилах, обычаях добрые сыны Православной Церкви. Значит, надо образовать не только ученых людей и полезных членов общества, но и - что всего важнее и нужнее - добрых, богобоязненных христиан. Будем же питомцам внушать, что все знания научные без науки подчинения властям, установленным законам и порядкам общественным, не принесут им никакой пользы; что все науки имеют своим центром и исходным началом Бога и Его вечную Премудрость, как души имеют своим прообразом Господа Бога, создавшего нас по образу и подобию Своему...
Светильник для тела есть око. Учитель есть светильник для учеников. Итак, если око его, взгляд его на свой предмет, метод преподавания будет прост, то все ученики его, хорошо его понимая, будут просвещаться от его преподавания, в их умах все будет светло. Если же око учителя, взгляд его на предмет, метод преподавания будет неясен и темен, чужд простоты, наглядности, то и все тело его, то есть все ученики его, будут блуждать своими умами во мраке, ощупью ища истины, затемненной словами,· фразами, оборотами речей.
Итак, преподавание должно быть самое простое... Дай Бог, чтобы из всех знаний, из всех наук образовалось в душе детей то стройное согласие, та твердая христианская система познаний, правил и навыков, которая составляет истинное христианское образование и при которой наши питомцы всегда будут и Богу во славу, и Церкви на утверждение и украшение, и обществу на пользу... Да будет же в нашей школе началом и концом Господь Вседержитель, в деснице Коего все существующее, все умы, благонамеренные изыскания и открытия умов, от Которого всякая наука и всякий добрый успех в науках...
Вы, дети, учитесь языкам: русскому, французскому, немецкому, латинскому. Дело хорошее. Но смотрите, больше всего учитесь языку любви, самому живому, выразительному, сильному языку. Без него знание языков не принесет никакой существенной пользы...
И душевные, и телесные силы человека совершенствуются, умножаются и укрепляются упражнением в них. Упражняй руку часто в письме, в шитье, в вязании - набьешь, как говорят, руку: хорошо будешь писать, шить, вязать; упражняйся чаще в сочинении - будешь сочинять легко и хорошо; упражняйся в делании добрых дел или в побеждении страстей и искушений - и дела добродетели будешь со временем делать легко и сладостно, будешь побеждать страсти удобно при помощи вседействующей благодати Божией. Но не стань писать, шить и вязать; не сочиняй ничего или сочиняй очень редко, живи в одних материальных заботах жизни, - и, пожалуй, несколько слов связать будет трудно, особенно о чем-либо духовном: заданное сочинение будет египетскою работою; не стань молиться или молись редко, - тебе и противна, и тяжела будет молитва, как пятипудовая тяжесть; не стань воевать на страсти или воюй только изредка и слабо, - и очень трудно будет бороться с ними, будешь часто побеждаем от них; не будешь иметь от них покоя и жизнь свою отравишь ими, не научившись побеждать этих домашних, злейших, внутренних, всегда в твоем сердце сидящих врагов твоих.
Так всем необходим труд и деятельность; жизнь без деятельности и не есть жизнь, а что-то уродливое, какой-то призрак жизни. Поэтому борьба с леностию плоти постоянная, упорная есть долг всякого человека; сохрани Бог от потворства ей. всякого христианина. |