Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Святитель Филарет Московский arrow Филаретика arrow "О документах Святителя Филарета по делу о Казанской иконе Симонова монастыря"
"О документах Святителя Филарета по делу о Казанской иконе Симонова монастыря"

Текст: Г. В. Бежанидзе

(Статья в окончательном варианте опубликована в "Филаретовском альманахе №5" ПСТГУ)

 

Предлагаемые к публикации материалы: донесение святителя Филарета в Синод[1] и его последующее письмо  обер-прокурору[2] взяты из синодального дела «Об оглашаемой чудотворною иконе Казанския Божия Матери, находящейся в Московском Симонове монастыре».  

Эта икона стала известной, после того как  в 1832 г. после молитвы перед ней исцелилась купеческая дочь Наталья Венедиктовна Жмаева. После этого и других, происшедших впоследствии    чудесах, был сооружен отдельный предел в честь Казанской иконы, в котором  эту икону предполагалась поставить на месте храмовой. Но во время строительства предела, до Синода дошли сведения о том, что в Симоновом монастыре начали раздавать иконы с надписью «образ Казанския Божия Матери, что в Симонове». Кроме того, в это время  в  Симоновом монастыре, явилась еще одна икона, Святителя Николая, о которой стали говорить как о чудотворной...


Вследствие сего в 1834 г. в Синоде началось дело о иконах Казанской и Святителя Николая Симонова монастыря, которое закончилось тем, что Казанскую  икону было запрещено поставлять как храмовую в новом пределе, а икона Святителя Николая была изъята из церкви Симонова монастыря   и помещена в синодальную ризницу.

В 1838 г. после донесения святителя Филарета в Синод о продолжающемся особом почитании Казанской иконы в Симоновом монастыре, в Синоде начинается новое дело о Казанской иконе. Это дело тянулось до 1844 г., когда икону все же разрешили поставить храмовой в устроенный для нее предел, но с запрещением переносить ее в теплый храм на зимнее время и поднимать в монастырских крестных ходах.

Публикуемое донесение в Синод от 14 июня 1844 г., является последним донесением митрополита Филарета по этому делу, в котором он, некоторым образом, подводит итог долго тянувшемуся синодальному процессу. Побуждением к его написанию послужило особенное чудо исцеления от иконы девятилетнего сына протестанта, незадолго перед этим принявшего православие[3].  Через два дня после отправления данного донесения в Синод святитель Филарет послал  письмо с тем же содержанием  к исполняющему обязанности обер-прокурора   А. И. Карасевскому (Н. А. Протасов был в  это время в заграничной командировке)[4]. Однако, несмотря на поддержку обер-прокурора, который после своего возвращений настоятельно напоминал Синоду о необходимости рассмотрения донесения митрополита Филарета, оно было заслушано лишь 10 ноября 1844 г,  протокол был подписан 21 ноября, а обер-прокурором протокол был пропущен 24 ноября 1844 г. Согласно данному определению Казанскую икону разрешалось поместить как храмовую в сооруженной для нее Церкви, но запрещалось переносить в холодную церковь и носить в крестных ходах до особого разрешения[5]. Однако Казанский предел как раз и находился в холодной церкви и, чтобы    Казанскую икону поставить в нем как храмовую, ее, естественно, необходимо было перенести в холодную церковь.

«Весть о Казанской, - писал митрополит Филарет А. Н. Муравьеву 13 декабря 1844 г. - не так удовлетворительна, как Вам кажется. Ее позволили поставить в созданный для нее храм, но запретили переносить в холодную церковь, а устроенный для нее храм есть холодный предел при холодной церкви. Как же  исполнить предложенное. Если поступить наудачу: перенести в холодный храм и не переносить обратно в теплый, для  богомольцев будет неприятнее теперешнего. Если увидите преосвященного митрополита Иону прошу свидетельствовать ему искреннее мое почтение и благодарность за воспоминание о мне, и, может быть небесполезно сказать ему о затруднении. В которое мы поставлены решением, данным по непредставлении в справке сведения, имеющегося в делах Св. Синода»[6].

Однако  затруднение  было связано не столько с формальным противоречием синодального определения. Синод, очевидно, не желал менять своего прежнего решения о запрете переносить икону, что, по мнению синодальных членов, может быть понято как признание иконы чудотворной. Не случайно в синодальном определении от 24 ноября 1844 г.  было подчеркнуто, что «как при самом начале, и в продолжении настоящего дела, Святейший Синод встречал неправильные действия настоятеля Симонова монастыря архимандрита Мелхиседека… непосредственно распорядится, чтобы икона перенесена была на предназначенное место, во время между литургией и вечерней, без особенной церемонии и предварительного оглашения»[7].

Посему публикуемое  письмо митрополита Филарета к обер-прокурору от 18 декабря 1844г., где  святитель показывает необоснованность синодального   запрета переносить икону, не привело к изменению синодального решения.

Данное письмо было предложено обер-прокурором синодальному присутствию,  уже 9 января 1845 г., но заслушано оно было лишь 17 декабря 1845 г. уже после освящения предела и перенесения туда Казанской иконы[8]. Никаких изменений в прежнем синодальном определении не последовало[9].

В 1872 г. в своей статье, посвященной Казанской иконе Симонова монастыря Н. Розанов пишет, что икона занимает место в иконостасе с левой стороны от Царских врат. В зимнее время она переносится в теплую трапезную церковь и там поставляется в пределе на левой стороне трапезы в особо устроенном для нее в иконостасе киоте[10].     

 

Предлагаемые документы представляют интерес, прежде всего потому, что показывают отношение святителя  Филарета к особенному народному почитанию некоторых икон.

Во-первых, митрополит Филарет отмечает, что «всякая св. икона должна быть благоговейно чтима, по возведению сего почтения к первообразному». Тем самым        святитель подчеркивает то, что не сама по себе икона представляет предмет поклонения, но это поклонение должно восходить к Богу и Его святым. Это немаловажное уточнение было особенно необходимо тогда, когда народное почитание возбуждалось лишь вследствие чудес, происходящих от икон.    «Я видел, - писал митрополит Филарет к обер-прокурору С. Д. Нечаеву, относительно Казанской иконы Симонова монастыря, - как народ во время Литургии, оставив алтарь, стоит кругом иконы в стороне. Если сего внимания народа нельзя прекратить: лучше бы оно относилось к храмовой иконе и к алтарю вместе»[11].

Кроме того, по мнению святителя Филарета, так как  всякая икона, по   вере и благодати Божией, может быть чудотворною: «следственно власть духовная на благоговение ко св. иконе всегда может взирать, как на законное, а открытие в ней качества чудотворности предоставить вере, преданию и особенному устроению провидения Божия». Вследствие сего для того чтобы чтить всякую икону как чудотворную не нужно формального исследования и определения церковной власти как в отношении останков святых, «потому, что не святые и от церкви не свидетельствованные гробы за святыню чтить было бы суеверно и душевредно; а икону и не свидетельствованную и не объявленную чудотворною благоговейно чтить всегда справедливо и душеспасительно». Факт же установления  некоторым иконам особенных памятей святитель объясняет не канонизацией данных икон через определение церковной власти, а преданием веры, и тем, что чудеса от этих икон относились ко всей Русской Церкви и  отечеству. 

И, наконец,  святитель Филарет замечает, что формальное исследование церковной власти необходимо лишь в случае опасности распространения ложных чудес от икон. «В представлении  о возвращении в Симонов монастырь иконы святителя Николая, - писал митрополит Филарет А. Н. Муравьеву в 1834 г.,- также не вижу того, что Вам видится, т. е. ни моего смирение, ни победы архимандрита, с которым я не думаю сражаться. Я открыл Св. Синоду действие неправильное и сомнительное. Св. Синод распорядился как требовала справедливость и предосторожность. Потом неправильное действие удержано, подлога не открылось, я даю мнение прекратить предосторожность, в которой нет необходимой надобности. Если худо провозглашать вымышленное чудо, худо также не признавать и действительного исцеления. Сперва я заботился, чтобы не было первого худа, потом остерегаюсь, чтобы не было второго»[12].           

 

 

Публикуемые документы представлены в архивном деле  в писарских подлинниках за подписью святителя Филарета. При публикации сохранены некоторые особенности орфографии и пунктуации оригинала.



[1] Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 119. Д. 61. Л. 64-75.

[2] Там же. Л. 85-87.

[3] «Примечательное обращение к православию малолетнего Эберта поставило меня в обязанность донести и сем Святейшему Синоду, и с тем вместе, по связи с сим происшествием, возобновить во внимании Святейшего Синода обстаятельства дела о иконе Божией Матери, по явлению, именуемой Казанскою, особенно чтимой в ставропигиальном Симонове монастыре», - писал святитель исполняющему обязанности обер-прокурора А.И. Карасевскому 19 июня 1844 г. (Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т. СПб.,  1887. Т. Дополнительный. С. 143)

[4] Это письмо опубликовано, но с неточностями, которые затрудняют восприятие мыслей святителя настолько,  что даже сами издатели поставили знак вопроса в тексте письма (См.: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. Дополнительный. С. 133-143).  

[5] Там же. С. 143-144.

[6] Письма митрополита Московского Филарета к А.Н.М. 1832—1867 гг.  С. 148-149.

[7] Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. Дополнительный. С. 143.

[8] 25 июня 1845 г. Казанская икона была перенесена в построенный для нее предел, который был освящен святителем Филаретом 26 июня 1845 г. (См.: РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 61. Л. 88-91).

[9] См.: Там же. Л. 84, 92-93

[10] Розанов Н. Чудотворная икона Казанская Божией Матери в Московской Симонове монастыре // Душеполезное чтение. 1872. №6. с. 194.

[11] Переписка Филарета, митрополита Московского, с С.Д. Нечаевым. СПб., 1895. С. 198.

[12] Письма митрополита Московского Филарета к А.Н.М. 1832—1867 гг.  Киев, 1869. С. 10.

 

 

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї