|
Икона Суздальский святых |
СВЯТИТЕЛИ ИОАНН, ФЕОДОР, ДИОНИСИЙ И СИМОН И ПРЕПОДОБНЫЕ ЕВФИМИЙ И ЕВФРОСИНИЯ СУЗДАЛЬСКИЕ
Середина XIX века
Дерева, темпера; 26 х 57
Инв. № В-6300/123
Происходит из Рождественского собора в Суздале
Поступила в музей в 1920-е годы
Реставрирована в 1992 году в музее О.Ю.Демидовой
В центре иконы представлены епископы Феодор и Иоанн в белых клобуках ("Св(ятой) еписк(оп) Феодоръ Суж(дальский)", "С(вятой) еписк(оп) Иоаннъ Сужда(льский)"). Слева и справа от них изображены архиепископ Дионисий и епископ Симон в митрах ("С(вятой) архие(пископ) Дионисий Сужд(альский)", "С(вя)той епископ Симонъ Сужд(альский)", по краям доски - преподобные Евфимий и Евфросиния ("Пр(е)п(одобный) Евфимий Сужда(льский)", "Пр(е)п(одобная) Евфросинии Сужд(альская)"). Епископы изображены с Евангелиями в руках (Иоанн держит посох), архиепископ Дионисий - с напрестольным крестом. Преподобный Евфимий держит развернутый свиток (надпись: "Не скорб // ите убо // братия // моя оби // тель моя"), а Евфросиния - четки.
В публикуемом произведении традиционное изображение наиболее почитаемых суздальских святых - Иоанна, Феодора, Евфимия и Евфросинии (см. о них кат. №№ 90, 98, 113) - дополнено редкими образами святителей Симона и Дионисия. Святитель Симон, первый епископ Владимирский и Суздальский, постриженник Киево-Печерского монастыря, затем игумен Рождественского монастыря во Владимире и духовник Всеволода Большое гнездо (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 424), в 1214 году, при князе Юрии (Георгии) Всеволодовиче, был возведен на владимирскую кафедру (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438). После того, как в борьбе за владимирский стол Юрий был побежден своим старшим братом Константином и удалился в Суздаль, Симон последовал за князем и вернулся во Владимир, когда Юрий вновь утвердился на владимирском столе (Голубинский, 1903. С. 212-213; Ольшевская, 1987. С. 392). Святитель, вместе с печерским монахом Поликарпом, был одним из составителей Киево-Печерского патерика, в котором содержатся сведения о строительстве Симоном собора в Суздале и об украшении собора во Владимире: "И кто не весть мене, грешнаго епископа Симона, и сея сборныя церкве, красоты Володимерское, и другыа, Суждалскыа церкве, юже сам создах?! Колко же имеета городов и сел, и десятину сбирают по всей земли той,- и тем всем владеет наша худость" (Древнерусские патерики, 1999. С. 22). Святитель Симон, "блаженыи и милостивыи оучителныи епископ" скончался в 1226 году, приняв перед смертью схиму, и был погребен во владимирском Успенском соборе (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 448). Согласно киевскому преданию, мощи святителя Симона находятся в пещерах Киево-Печерской лавры, однако эти сведения, по-видимому, недостоверны (Ольшевская, 1987. С. 393-394). Летописное сообщение о погребении Симона во Владимире подтверждается текстами надгробных листов Успенского собора XVII века (Путь к граду Китежу, 2003. С. 82). Тем не менее в Суздале XVIII-XIX столетий считали, что святой епископ Симон, "списатель" патерика, похоронен именно в Киеве (Анания Федоров, 1855. С. 22).
Святитель Дионисий, основатель Вознесенского Печерского монастыря близ Нижнего Новгорода и учитель преподобного Евфимия Суздальского, был поставлен в епископы Суздаля, Нижнего Новгорода и Городца в 1374 году (см. о нем: Прохоров, 1988/2). После смерти митрополита Алексия святитель осудил Митяя-Михаила, претендовавшего на митрополичью кафедру при поддержке князя Дмитрия Донского. В 1379 году Дионисий отправился в Константинополь, чтобы помешать поставлению Митяя в митрополиты. Оттуда в 1381 году с иноком Малахией Философом он прислал в свою епархию два списка с чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, поставленные в суздальском и нижегородском соборах (ПСРЛ. Т. XXV. С. 206). Патриарх Нил возвел Дионисия в сан архиепископа и даровал ему право ношения крестчатой фелони-полиставрия. В 1382 году Дионисий вернулся на Русь и привез с собой "страсти Спасовы и мощи многыхъ святыхъ" (ПСРЛ. Т. XXV. С. 210-211). В следующем году он вновь отправился в Константинополь, где патриарх поставил его в митрополиты. На обратном пути, в Киеве, святитель был схвачен князем Владимиром Ольгердовичем и умер в заточении в 1385 году. Он был похоронен в Киево-Печерском монастыре, где, по мнению Г.М. Прохорова, в свое время принял постриг (Прохоров, 1988/2. С. 187). Мощи Дионисия, находившиеся в Антониевых пещерах, согласно известиям летописей XV века, оказались нетленными (ПСРЛ. Т. XXV. С. 212). Источники характеризуют суздальского архиепископа как сторонника общежительного монастырского устава и борца с еретиками, мудрого, разумного, учительного и книжного мужа. В 1377 году по благословению и, возможно, при участии Дионисия иноком Лаврентием была переписана Лаврентьевская летопись.
Изображения святителей Симона и Дионисия встречаются крайне редко. Образ Симона, соответствующий преданию о погребении святого в Киево-Печерском монастыре, присутствует на некоторых иконах Печерских чудотворцев и в том числе на иконе Кирилла Уланова 1724 года (см. кат. № 107), где, как и в публикуемом памятнике, он представлен в митре. Изображения Дионисия Суздальского известны по миниатюрам Лицевого летописного свода третьей четверти XVI века, а также по житийным циклам преподобного Евфимия Суздальского (росписи южного придела собора Спасо-Евфимиева монастыря 1689 г.). По-видимому, одним из наиболее ранних примеров изображения этих иерархов в качестве местночтимых святых был местный образ собора суздальского Покровского монастыря, заказанный в 1674 году иконописцу Михаилу Пономареву. Согласно поручной записи, на этой иконе, соседствовавшей с образами суздальских преподобных Евфимия, Евфросинии и Софии, Симон и Дионисий были представлены со святителями Иоанном и Феодором Суздальскими (Словарь, 2003. С. 495). Известно, что в эти же годы в суздальском соборе совершалась память Симона 10 мая, а в 1719 году епископ Варлаам повелел поминать святителя вместе с епископами Иоанном и Феодором (Анания Федоров, 1855. С. 22). Несколько позже, в 1756 году, суздальский митрополит Сильвестр приказал изобразить Симона и Дионисия на иконе суздальских чудотворцев (Анания Федоров, 1855. С. 22, 29). Эти сведения указывают на стремление суздальских архиереев расширить пантеон местных святых, включив в него подвижников, погребенных за пределами Суздаля, но тесно связанных с этим городом. Так, святитель Дионисий, почитавшийся и в соседнем Нижнем Новгороде, занимал суздальскую кафедру и прислал в Рождественский собор икону "Богоматери Одигитрии" и "страсти Спасовы" - знаменитый ковчег Дионисия Суздальского 1383 года, обретенный в стене собора в 1401 году (ПСРЛ. Т. XXV. С. 231.). В свою очередь, епископ Симон, живший до образования отдельной Суздальской епархии, некоторое время пребывал в Суздале и принимал активное участие в строительстве и украшении Рождественского собора. Есть основания полагать, что установление местного культа Дионисия, погребенного в Киево-Печерском монастыре, и Симона, согласно распространенному преданию, похороненного там же, было связано с усилением почитания Печерских чудотворцев и с рассказом Киево-Печерского патерика о том, что Рождественский собор в Суздале был выстроен по образцу "божественной Печерской церкви" (это предание было включено в состав патерика самим епископом Симоном).
Публикуемое произведение продолжает ряд икон суздальских чудотворцев, распространившихся в городе не позднее второй половины XVII столетия (см. кат. № 113). По-видимому, оно соединяет признаки двух вариантов таких изображений - икон суздальских святителей, подобных образу Иоанна, Феодора, Симона и Дионисия из Покровского монастыря, и икон наиболее почитаемых местных чудотворцев, чьи мощи находились в городских храмах - святителей Иоанна и Феодора и преподобных Евфимия и Евфросинии (ср. кат. № 113). Вероятно, произведения, подобные публикуемой иконе, были связаны в первую очередь с Рождественским собором и суздальским архиерейским домом. Позднее такие иконы получили распространение и в других храмах епархии. По свидетельству В.Т. Георгиевского (Георгиевский, 1896/2. С. 127), во Флорищевой пустыни находился образ Феодора, Иоанна, Симона, Дионисия, Евфимия и Евфросинии Суздальских и Димитрия Ростовского - наиболее точная аналогия иконы Владимиро-Суздальского музея. Судя по изображению Димитрия Ростовского, эта икона была создана не ранее второй половины XVIII века.
Вероятно, памятник из музейного собрания восходит к произведению, подобному иконе 1756 года, выполненной по заказу митрополита Сильвестра, и образу из Флорищевой пустыни. Программа иконы соответствует ее происхождению из городского собора, который был основным центром почитания суздальских святителей. Иконография святых в целом традиционна. Изображение Симона и Дионисия в митрах, а не в белых клобуках, свидетельствует о том, что их иконография, в отличие от иконографии Иоанна и Феодора, не имела связи с местной традицией и восходила к иконам Печерских чудотворцев. Такая редкая деталь, как напрестольный крест, с которым представлен архиепископ Дионисий, могла напоминать о "страстях Спасовых", принесенных этим святителем из Константинополя.
Размер и формат образа указывают на то, что он располагался под иконой Христа или, скорее, Богоматери (возможно, Одигитрии или Владимирской) и был написан в связи с изготовлением нового киота как надставка более раннего произведения (ср. доску с клеймами, присоединенную к иконе Богоматери Владимирской 1692 г. из Муромского музея: Иконы Мурома, 2004. Кат. 48-50). В таком случае изображение суздальских чудотворцев в трехчетвертном повороте восходило к иконам святых в молении какому-либо богородичному образу (ср. кат. № 113). Стиль произведения, сочетающий традиционные приемы с элементами, восходящими к барочной иконописи второй половины XVIII века, и строгая, уравновешенная композиция, следующая художественным нормам эпохи классицизма, позволяет датировать памятник серединой XIX столетия и связывать его с одним из иконописных сел Владимирской губернии - вероятно, Палехом или Холуем. Не исключено, что икона была написана в связи с обновлением Рождественского собора в 1855-1856 годах, когда его росписи, и, по-видимому, иконы, были переписаны артелью шуйского мещанина Ивана Семенова Быкова. Судя по надписи на южной стене собора, в состав артели входили и мастера из Палеха (Гладкая, 2002. С. 8, 47-48). Сохранившиеся в соборе росписи 1855-1856 годов стилистически близки публикуемой иконе суздальских чудотворцев.
Литература: Быкова, 1999. С. 125.
М.А. Быкова, А.С. Преображенский
|