***
Никогда не говори о себе самом, о своих делах или о своих родных. А если
это все же необходимо - говори, но коротко, насколько это возможно.
прп. Никодим Святогорец
***
Кто сам себя ставит высоко, тот себе готовит падение
Свт. Филарет Московский
***
Ни к чему гордиться глубоким умом или обширными знаниями. Сами по себе
они - ничто. А вот гордость, которую они могут родить - погибельна.
Сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь
незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных,
самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к
Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди
небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом,
прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога. И пал.
Архимандрит Клеопа (Илие)
***
Как-то раз я говорил с одним известным психологом и он с упреком сказал,
что православие способствует появлению у людей уныния и самобичевания -
то есть, едва ли не понуждает их к этому. Я ответил ему:
- Да, я
согласен, что некоторые люди, по своей слабости или по дурному влиянию
других заражаются этим недугом. Но люди, не ходящие в церковь и не
живущие с Богом, несут в себе куда более серьезную и опасную болезнь -
гордыню.
старец Порфирий Кавсокаливит
***
Бог попускает человеку быть в состоянии вялости, безразличия и
равнодушия, если в человеке есть гордость. Ведь, если гордый человек
вкусит от небесных благ, то начнет гордиться и будет думать, что
заслужил это своими делами. Потом станет и другим говорить:
"Подвизайтесь! Видите, чего я удостоился за свои подвиги!" - и так будет
причинять другим вред. Потому Бог попускает такому человеку быть биту
столько, сколько нужно, пока в нем не умрет самомнение.
старец Паисий Святогорец
***
Гордый человек обо всем рассуждает смело и самоуверенно, хотя в
сущности не понимает того, что утверждает. Особенно ясно обнаруживается
это в вопросах веры. Здесь все хотят быть учителями, апостолами и
пророками. Здесь не смущаются даже своим полным невежеством. В других
областях люди, ничего не знающие, предпочитают хоть молчать. Но в
вопросах веры у нас теперь больше всего рассуждают те, кто меньше всего в
этих вопросах понимает.
священномученик Иларион (Троицкий)
***
На
первой ступени гордости стоит тот человек, который, обладая
какими-нибудь из благ, не признает, что он получил их от Бога, а
считает, что имеет их сам по себе, естественным образом. Вторая ступень
гордости — когда человек признает, что эти блага даны ему от Бога, но не
даром, а потому, что они полагаются ему как якобы достойному того.
Третья ступень гордости — когда кто-либо думает, что он имеет
какие-нибудь дарования, которых у него, однако, нет. Четвертая ступень
гордости — когда кто-либо порочит других и хочет быть почитаемым всеми,
как более достойный, нежели они. Пятая, и последняя, ступень гордости —
когда человек доходит до того, что порочит священные законы и не
подчиняется им так, как предписали святые отцы.
архимандрит Клеопа (Илие)
***
Раздражительный человек сам страдает. И мучение это — из-за гордости.
преподобный Силуан Афонский
***
Гордость
бывает разная. Есть гордость мирская — это мудрование, а есть гордость
духовная — это самолюбие. Оно и точно, люди воистину с ума сходят, если
на свой ум полагаются да от него всего ожидают. А куда же нашему уму,
ничтожному и зараженному, браться не за свое дело. Бери от него то, что
он может дать, а большего не требуй... Наш учитель — смирение. Бог
гордым противится, а смиренным дает благодать. А благодать Божия — это
все...
преподобный Анатолий Оптинский
***
Вы
пишете, что не видите в себе тщеславия и гордости и желали бы знать
признаки оных.
Самое то, что не примечаете в себе сих страстей, есть
признак, что они содержат душу вашу,
облекая ее тьмою и мраком, которые
как в видимых предметах, так и в мысленных, равно препятствуют видеть
предлежащее...
Все происходит от гордости. Это главный источник всех
наших грехов, зол и бедствий.
преподобный Макарий Оптинский |