Интервью с руководителем мужского хора
Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Владимиром Горбиком
- Владимир Александрович, что, по Вашему мнению,
самое трудное в работе регента?
- Самое
трудное в работе регента – быть им. Ни дирижером, ни художественным
руководителем коллектива и ни его директором (он и так им является), а именно регентом.
Это служение Богу – такое же серьезное и вдумчивое, как у монаха или
священника. У дирижера, далекого от Бога, хор будет звучать пусто и
немолитвенно.
- Изменилась ли, на Ваш взгляд, специфика регентской
работы по сравнению с XIX веком?
- В
главных вещах, о которых я говорил выше – все неизменно. Однако в XX веке очень сильно вырос профессиональный
уровень певчих. Я сейчас не беру московский Синодальный хор на рубеже XIX -XX веков
и его высочайший класс, а рассматриваю ситуацию в целом. Правда, многие певцы сегодня
не воцерковлены. И поэтому на регента возлагается еще большая ответственность:
он должен стремиться безусловно жить церковной жизнью – и тогда певцы будут за
ним «подтягиваться».
- Профессиональным хором руководить проще, чем
любительским?
- Все зависит от
приоритетов регента, которые диктуются ситуацией. Например, в работе с
профессиональным хором, разумеется, важно «чистое» пение. Однако если регент не
будет требовать от певцов переживания в сердце каждого слова, хор зазвучит
выхолощено и неинтересно – пускай, и без фальшивых нот. Это трудно.
С любительским
хором другие сложности. В нем, возможно, больше воцерковленных певцов и выше молитвенный
дух, но песнопения, при этом, могут звучать фальшиво и невыразительно.
В идеале – в
любительском хоре дóлжно призывать певцов к чистому и стройному пению, а внимание
профессионалов следует обращать на текст, чтобы в пении исходить от него.
- Кроме
певческого мастерства – что, на Ваш взгляд, определяет качество богослужебного пения? Может ли
хорошо петь неверующий?
- Качество
церковного пения – в сочетании певческого мастерства с молитвой. Неверующий
человек не сможет хорошо спеть церковные песнопения. Однако верующий, но
невоцерковленный певец вполне сможет – если, конечно, регент объяснит ему, как
это делается, какова традиция, а у самого певца будет желание следовать
указаниям.
- Есть мнение, что церковная
музыка, исполняемая на обычном концерте – не в храме, и не на богослужении, – что-то
теряет. Что Вы думаете по этому поводу?
- Я
не разделяю этого мнения. Церковная музыка сама по себе не может ничего
потерять – где бы она ни звучала. Одно и то же песнопение в храме может быть
исполнено бездушно, а на концертной сцене молитвенно и возвышенно, да еще таким
образом, что слушающие могут помолиться и умилиться до слез. Так что, выявить в
церковной музыке лучшее или испортить ее может только исполнение.
Другое
дело, что в храме регенту и хору, конечно же, легче настраивается на молитву.
- Чем Хор Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой
Лавры отличается от других подобных хоров?
- Мы стараемся
следовать благословению настоятеля и сочетать в пении молитвенный настрой и
высокий профессионализм.
- Каким образом происходит отбор певчих?
- Во время
прослушивания мы оцениваем профессионализм певца. Однако не менее важно желание
петь именно церковную музыку – для не воцерковленных певцов оно может стать
началом пути к Богу. Хотя, бывает наоборот: певец ходит в церковь, но ему не
хватает умения. Тогда мы начинаем совместно работать над развитием его хоровых
навыков.
- Как происходит выбор репертуара для концертов?
- Все зависит от
времени проведения концерта. Если наступила Пасха, то уместно петь песнопения
пасхальные, а не Великого поста. И конечно же при составлении программы мы
берем за основу структуру службы.
- Как меняется работа и техника пения в зависимости от
храма, его размеров и акустики?
- В целом – чем
больше храм, тем большей громкости звука и физической самоотдачи он требует. Но
в основном все зависит не от размеров храма, а от акустики. Если она хорошая, хору
не придется «форсировать» звук.
- Каким советом вы можете поддержать
регентов в сельских приходах и малых городах: многие сталкиваются с острой
нехваткой молодых или музыкально грамотных певчих?
- Им
можно посоветовать организовать круг верующих любителей пения и далее учить их
профессиональным навыкам. Зазвучать вполне пристойно этот хор сможет через
год-два. Самое главное, им не придется объяснять, что нужно молиться во время
пения - для них это будет естественно. В идеале, конечно, иметь в таком хоре
двух-трех певцов с музыкальным образованием – чтобы они могли между собой
стройно запеть, а остальные будут учиться аккуратно встраиваться в аккорд,
плавно и красиво петь мелодию и пристраивать тембры своих голосов друг к
другу.
Беседовал Иван Коваленко
|