Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2017
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Хоровая деятельность arrow Самое трудное в работе регента - быть им
Самое трудное в работе регента - быть им

Интервью с руководителем мужского хора Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Владимиром Горбиком

- Владимир Александрович, что, по Вашему мнению,  самое трудное в работе регента?

- Самое трудное в работе регента – быть им. Ни дирижером, ни художественным руководителем коллектива и ни его директором (он и так им является), а именно регентом. Это служение Богу – такое же серьезное и вдумчивое, как у монаха или священника. У дирижера, далекого от Бога, хор будет звучать пусто и немолитвенно.

- Изменилась ли, на Ваш взгляд,  специфика регентской работы по сравнению с XIX веком?

- В главных вещах, о которых я говорил выше – все неизменно. Однако в XX веке очень сильно вырос профессиональный уровень певчих. Я сейчас не беру московский Синодальный хор на рубеже XIX -XX веков и его высочайший класс, а рассматриваю ситуацию в целом. Правда, многие певцы сегодня не воцерковлены. И поэтому на регента возлагается еще большая ответственность: он должен стремиться безусловно жить церковной жизнью – и тогда певцы будут за ним «подтягиваться».

- Профессиональным хором руководить проще, чем любительским?

- Все зависит от приоритетов регента, которые диктуются ситуацией. Например, в работе с профессиональным хором, разумеется, важно «чистое» пение. Однако если регент не будет требовать от певцов переживания в сердце каждого слова, хор зазвучит выхолощено и неинтересно – пускай, и без фальшивых нот. Это трудно.

С любительским хором другие сложности. В нем, возможно, больше воцерковленных певцов и выше молитвенный дух, но песнопения, при этом, могут звучать фальшиво и невыразительно.

В идеале – в любительском хоре дóлжно призывать певцов к чистому и стройному пению, а внимание профессионалов следует обращать на текст, чтобы в пении исходить от него.

- Кроме певческого мастерства – что, на Ваш взгляд, определяет качество богослужебного пения? Может ли хорошо петь неверующий?

- Качество церковного пения – в сочетании певческого мастерства с молитвой. Неверующий человек не сможет хорошо спеть церковные песнопения. Однако верующий, но невоцерковленный певец вполне сможет – если, конечно, регент объяснит ему, как это делается, какова традиция, а у самого певца будет желание следовать указаниям.

- Есть мнение, что церковная музыка, исполняемая на обычном концерте – не в храме, и не на богослужении, – что-то теряет. Что Вы думаете по этому поводу?

- Я не разделяю этого мнения. Церковная музыка сама по себе не может ничего потерять – где бы она ни звучала. Одно и то же песнопение в храме может быть исполнено бездушно, а на концертной сцене молитвенно и возвышенно, да еще таким образом, что слушающие могут помолиться и умилиться до слез. Так что, выявить в церковной музыке лучшее или испортить ее может только исполнение.

Другое дело, что в храме регенту и хору, конечно же, легче настраивается на молитву.

- Чем Хор Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры отличается от других подобных хоров?

- Мы стараемся следовать благословению настоятеля и сочетать в пении молитвенный настрой и высокий профессионализм.

- Каким образом происходит отбор певчих?

- Во время прослушивания мы оцениваем профессионализм певца. Однако не менее важно желание петь именно церковную музыку – для не воцерковленных певцов оно может стать началом пути к Богу. Хотя, бывает наоборот: певец ходит в церковь, но ему не хватает умения. Тогда мы начинаем совместно работать над развитием его хоровых навыков.

- Как происходит выбор репертуара для концертов?

- Все зависит от времени проведения концерта. Если наступила Пасха, то уместно петь песнопения пасхальные, а не Великого поста. И конечно же при составлении программы мы берем за основу структуру службы.

- Как меняется работа и техника пения в зависимости от храма, его размеров и акустики?

- В целом – чем больше храм, тем большей громкости звука и физической самоотдачи он требует. Но в основном все зависит не от размеров храма, а от акустики. Если она хорошая, хору не придется «форсировать» звук.

- Каким советом вы можете поддержать регентов в сельских приходах и малых городах: многие сталкиваются с острой нехваткой молодых или музыкально грамотных певчих?

- Им можно посоветовать организовать круг верующих любителей пения и далее учить их профессиональным навыкам. Зазвучать вполне пристойно этот хор сможет через год-два. Самое главное, им не придется объяснять, что нужно молиться во время пения - для них это будет естественно. В идеале, конечно, иметь в таком хоре двух-трех певцов с музыкальным образованием – чтобы они могли между собой стройно запеть, а остальные будут учиться аккуратно встраиваться в аккорд, плавно и красиво петь мелодию и пристраивать тембры своих голосов друг к другу.

Беседовал Иван Коваленко

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї