Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Ангели вхождение Пречистыя зряще
удивишася, како Дева вниде во святая святых
( припев 9-й песни канона службы
праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы)
Дорогие
братия и сестры! Сегодня мы совершаем торжественную память Введения во храм Пресвятой
Богородицы. Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, были
неплодными и весьма сокрушались о своей бездетности. Они много горя терпели от
людей, ибо неплодство в Ветхом Завете было позорным и считалось наказанием
Божиим за грехи. Но у них была крепкая вера во всемогущего Бога, они усердно
молились о даровании им чада и творили усердную милостыню. Вера, горячая
молитва, усердная милостыня, обещание посвятить Богу дарованное им чадо,
строгое и постоянное благочестие приклонили благого Бога на милость, и Он
даровал им уже в глубокой старости благословенный плод — Пресвятую Деву Марию.
Их радость и пламенная благодарность к Богу за такой чудный дар Его милосердия были
неописуемы. Можно себе представить, как усердно заботились они о воспитании Ее
в духе закона Господня, как утешались лицезрением будущей Матери Господа,
будущей царицы ангелов и людей. До трех лет праведники воспитывали свое чадо
дома, а затем решились в точности исполнить свой обет и посвятить Деву Марию Богу,
как поступила некогда праведная Анна, мать Самуила-пророка. Введение во храм
было совершено торжественно, в сопровождении лика чистых девушек, несших
светильники, которые знаменовали то, что Пресвятая Дева будет носить неопально
во чреве огнь божества, будет Матерью Света и Сама будет чистейшим Светом.
Первосвященник Захария, отец святого Иоанна Предтечи, бывший в то время в
храме, по внушению Духа Святого вместе со священниками вышел к Ней навстречу и
торжественно, с молитвами и песнопениями встретил.
Святая Дева была поставлена на первую ступень
церковного крыльца, и, к удивлению всех присутствовавших, Она, никем не
поддерживаемая, пошла твердо по довольно высоким пятнадцати ступеням и
остановилась только на верхней. Первосвященник ввел Ее во святая святых, куда
входил только он один и то однажды в год, и дозволил Ей невозбранно входить для
молитвы в это непреступаемое тогда селение славы Божией. Принесши Богу
хвалебные и благодарственные песни, родители Святой Девы оставили Ее при храме,
под надзором старших девственниц, живших также при храме, и Она скоро научилась
молитве и чтению, письму и рукоделию. Пребывая большей частью во святая святых,
Она была постоянно под осенением святыни храма. Дух Божий почивал на Ней, предочищая
и освящая Ее. Скоро родители Ее умерли, и Она всем сердцем нераздельно
предалась Господу и, занимаясь рукоделием, более всего предавалась молитве и
чтению Священного Писания, а это показывает, что Она была постоянно в святом
расположении духа. Она забывала о пище, и ангел Божий приносил Ей небесную
пищу. Когда Пречистая Дева достигла возраста, когда девушки, воспитывающиеся
при храме, обыкновенно возвращались в мир и вступали в супружество, то
священники хотели, чтобы и Она поступила таким же образом. Но Пресвятая Дева
открыла им Свое желание — посвятить Себя Богу и не вступать в брак. Тогда они,
по внушению Святого Духа, обручили Ее престарелому Иосифу, родственнику Ее
родителей. Он стал покровителем Пречистой Девы и уважал её обет, данный Богу.
Икона
Введения во храм Матери Божией представляет трехлетнюю святую отроковицу,
поднимающуюся по ступеням храма. В этом мы должны усматривать то, что нам
следует детей своих чаще водить в храм Божий, с малых лет приучать их молитве и
слушанию Священного Писания, чтобы и они росли в благочестии и все выше и выше
поднимались по ступеням добрых дел и благочестивых помышлений.
Нынешний
праздник учит и нас всех глубоко почитать храм Божий, любить пребывание в нем в
молитве, славословии и благодарении. Святой храм есть земное небо; в нем —
престол Божий, на котором невидимо восседает Царь славы и принимает наше поклонение,
наши молитвы, слезы, воздыхания, жертвы хвалы и благодарения. В храме заключены
наши высочайшие, вечные, духовные интересы; от него исходит очищение, освящение
и обновление наших душ и телес; здесь непрестанно струится ключ воды живой — читается
слово Божие и проповедуются отраднейшие истины, питающие и восхищающие ум и
сердце.
Входя в храм Божий, надо и самому быть
храмом Бога. Ведь мы сотворены для того, чтобы стать вместилищем Духа
Всесвятого — в этом и цель жизни нашей на земле. А святой апостол Павел вообще
христианина считает храмом Божиим: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и
Дух Божий живет в вас?». Поэтому он так строго говорит далее: «Если кто
разорит (по-славянски «растлит») храм Божий (то есть свое тело и душу), того покарает Бог (1 Кор. 3, 16-17).
Чтобы это могло осуществиться, чтобы
стать храмом Бога Живого, нам надо прежде всего возлюбить чистоту, смирение и
девственную жажду Бога, все то, что несравненной красотой воссияло в честнейшей
херувим и славнейшей без сравнения серафим. Надо подражать Ей во всех
добродетелях, и прежде всего в Ее всецелой преданности воле Божией: «Се,
раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38). Подражать
Ей в величайшем смирении, трудолюбии, подражать в чтении слова Божия, в
богомыслии и, наконец, в Ее безропотном терпении. Ее земная жизнь была
преисполнена скорбями, несением тяжелейшего креста, всяческими лишениями и
бедами, которые Она терпела со Спасителем и которые завершились Голгофой. Хотя
Она не была распята на кресте, но «Ей
Самой оружие прошло душу» (Лк. 2, 35). Матерь Божия
претерпела крестные страдания, когда видела Сына Своего, распятого на кресте. Но,
невзирая на такой жизненный крест, Она никогда никому не жаловалась, никого не
обвиняла, не роптала и не осуждала, а терпеливо несла его, предавалась во всем
Господу.
Достичь подобных добродетелей мы
должны и можем, пребывая в храме Божием. Потому богослужение этого праздника
более всего говорит нам о «Боговместимом храме Богородицы» и о «храме Господнем»,
то есть о Иерусалимском храме, в котором Пресвятая Дева провела Свое детство и
юность. Он был единственной святыней на земле в Ветхом Завете. В храме
Иерусалимском многие проводили свою юность, как Пресвятая Дева, и оканчивали
свою жизнь, как Анна пророчица, «вдова лет восьмидесяти четырех, которая не
отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2, 36-37). На праздники
сюда собиралось множество иудеев со всех концов мира. Сам Спаситель постоянно
посещал его. В древности люди старались как можно чаще бывать в храме, посещали
его при малейшей возможности, как повествует святой евангелист Лука (Деян. 2, 46; 3,1). О пламенном
желании присутствовать в храме Божием, о том, с каким восторгом они спешили в
него, говорит Псалмопевец: «Имже образом желает елень на источники водныя,
сице желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41, 2). Коль возлюбленна селения
Твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» (Пс. 83, 2), то
есть только в храме Божием может найти покой душа наша. Если такое значение для
людей имел ветхозаветный храм, то каково же значение христианского храма, в котором, во исполнение повеления
Господня (Лк. 22,19),
ежедневно приносится святейшая бескровная жертва и в котором через крещение
принимают в Церковь Христову, посвящают Богу. В нем мы проводим всю жизнь. В
нем нас отпевают, отсюда провожают в вечную жизнь.
Святитель Иоанн Златоуст говорит:
«Христианин, люби храм Божий, это великое счастье дано тебе от Бога, это — рай
на земле, это — училище благочестия. Постоянно посещай его и воспитывай в нем
свою душу для вечной жизни».
На протяжении всей христианской
истории храм Божий притягивал к себе верующих людей и устами служителей Божиих
руководил ими на их жизненном пути, на пути ко спасению. Люди всех возрастов и
положений одинаково спешили в храм Господень, чтобы здесь слушать слово Божие,
чтобы во святых таинствах и молитвословиях получать исцеление своих душевных и
телесных немощей, чтобы укрепляться на дальнейший жизненный подвиг.
Для наших предков святые храмы и
монастыри были проводниками культуры,
школой, где люди учились грамоте, где переводили и переписывали книги, откуда шло просвещение, где
получали начало многие науки и
искусства, где готовили будущих служителей Церкви. Зная все это, мы
часто, как бы пресытившись, недооцениваем значение святых храмов в нашей жизни.
В нас нет той любви к храму, какую имели наши предки. Мы часто бываем холодны,
безразличны к церкви. Горько осознавать, что мы, поселившись в чистых, уютных,
со всеми удобствами домах, не заботимся иногда о храмах Божиих, они почти в
запустении: и обветшавшие, и без отопления, и не убраны, как подобает великой
святыне! Спрашивается, почему? Одна из причин — наше маловерие, недостаточное
знание истин веры, непонимание всего того, что мы видим и слышим в храме.
Определенную роль играют житейские заботы, которые мысленно сопровождают нас в
храм святой и мешают глубже вникнуть в смысл совершаемых здесь священнодействий.
Надлежаще оценивать и скучать о своем храме мы начинаем только тогда, когда
волею судеб лишаемся его и оказываемся далеко от него.
Итак, дорогие братия и сестры, усердно
посещайте храм Божий, это земное небо, этот рай Божий, но, посещая его,
старайтесь изменяться к лучшему, по образу
небожителей, отсекайте свои грехи и украшайтесь всякою добродетелью, готовьте
свои души к Царствию Небесному. Аминь.
Публикуется по: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 2007. |