Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2017
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Проповеди arrow Проповедь на Собор Архистратига Михаила архимандрита Илии (Рейзмира)
Проповедь на Собор Архистратига Михаила архимандрита Илии (Рейзмира)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, слово собор в названии праздника означает собрание верующих в честь, славу и похвалу святым небесным силам. Как известно из книги Иова, ангелы Божии были созданы до сотворения человека: «Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим ecu ангели Мои» (Иов 38, 7). Небесных сил больше, чем людей. В Апокалипсисе сказано, что тьмы тем и тысячи тысяч ангелов восхваляют Бога (Откр. 5, 11). Видя умное, красивое личико какого-нибудь малыша, мы говорим о нем: «Точно ангел». Когда встречаем доброго, ласкового человека, то говорим о нем: «Ангел, а не человек», слыша хорошее пение, называем его ангельским, что свидетельствует о свойствах ангелов. Они имеют счастье всегда лицезреть Господа, как сказал Сам Спаситель: «Ангелы... всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10) и непрестанно воспевают хвалу Ему, как указывает Святая Церковь: «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще свят, свят, свят Господь Саваоф» (возглас священника на литургии свт. Иоанна Златоуста). Эту ангельскую песнь слышали апостол Иоанн Богослов, а также пророк Исайя, святой апостол Павел и Вифлеемские пастухи.

Служение ангелов заключается, во-первых, в славословии Господа Бога и Творца, во-вторых, в служении роду человеческому, как говорит святой апостол Павел: «Не все ли они (ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1, 14).В Священном Писании — бесчисленное множество свидетельств о помощи и участии небесных сил в деле нашего спасения.

Почему же память святых сил бесплотных совершается в ноябре? По старому летоисчислению год начинался с марта и ноябрь, таким образом, был девятым месяцем. А по учению Святой Церкви ангелы Божии разделяются на девять чинов, которые, в свою очередь, делятся на три иерархии: высшую, среднюю, низшую. Каждая иерархия содержит по три чина.

К высшей иерархии относятся: шестокрылые серафимы (Ис. 6, 2), многоочитии херувимы (Быт. 3, 24) и богоносные престолы (Кол. 1,16). К средней — господства (1 Пет. 3, 22), силы (1 Пет. 3, 22) и власти. К низшей — начала, архангелы (1 Фес. 4, 16) и ангелы. Хотя число ангелов крайне велико, но архангелов только семь. «Я... один из семи святых ангелов, — сказал архангел Рафаил праведному Товиту, — которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12,15)

Из числа семи высших духов Святая Церковь первым признает Михаила, потому настоящий праздник и именуется Собором архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Имя Михаил в переводе с еврейского означает «кто как Бог», что свидетельствует о делах его. Он первый восстал против Денницы (сатаны), когда тот в гордом безумии ополчился на Вседержителя. Известно, что эта первая ужасная брань кончилась низвержением Денницы с неба. С тех пор Михаил не перестает ратоборствовать во славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за Церковь и чад ее. Когда архистратиг Михаил явился Иисусу Навину в воинской одежде и с мечом в руке, то на вопрос Иисуса Навина: «Наш ли ты, или от неприятелей наших?» — отвечал: «Я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда» (Нав. 5, 13-14). Изображается он всегда в образе воина, попирающего ногами дракона, то есть духа злобы, в руке его — копие или меч. Белая хоругвь, украшающая верх копия его, означает неизменную чистоту и неколебимую верность ангелов Царю Небесному, а крест, которым оканчивается копие, свидетельствует, что брань с царством тьмы и победа над ним ангелов совершается во имя креста Господня, посредством терпения, смирения и самоотвержения.

Второе место в ряду архангелов принадлежит Гавриилу. Имя его в переводе с еврейского означает «сила Божия». Он является провозвестником и служителем всемогущества Господа. Так, он возвестил о чудесном зачатии Предтечи Господня престарелыми Захарией и Елисаветой. Он принес благовестие Пресвятой Деве Марии о бессеменном зачатии Ею Самого Сына Божия. По мнению святых отцов, этот архангел был послан для подкрепления Спасителя в Гефсиманском саду, для возвещения Богоматери Ее успения. Поэтому Церковь именует его служителем чудес и особым служителем тайн Божиих. Его изображают с райской веткой, которая была принесена им Богоматери, с зерцалом, свечой или фонарем в знак того, что Бог открывает себя только простым, смиренным и чистым сердцам, которые неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести.

Имя третьего архангела Рафаил означает «исцеление Божие». Он изображается на иконе, как и святой великомученик и целитель Пантелеймон, — с врачебным ковчежцем в руках. Под видом человека архангел сопутствовал Товии, исцелил его отца и невесту, наставлял его во всем. Оставляя это благочестивое семейство, Рафаил сказал очень поучительные слова: «Доброе дело — молитва с постом и милостынею... Ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» (Тов. 12, 8-9).

Посему, если хотим, чтобы архангел Рафаил помогал нам, избавлял от скорбей и болезней, надо быть милосердным, снисходительным, надо творить добрые дела.

Четвертого архангела изображают с горящим мечом, направленным от груди, а имя его Уриил, то есть «свет или огонь Божий». Как ангел света, он просвещает людей откровением истин, полезных для них. Как ангел божественного огня, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет нечистые привязанности земные. Замечательный урок дал архангел Уриил благочестивому, но слишком любознательному мужу Ездре. Когда он пожелал узнать тайну божественного мироправления, то архангел, не уходя от ответа, предложил ему одно из трех — взвесить пламя, указать начало ветра или же вернуть прошедший день. Ездра, естественно, не мог ничего этого исполнить, на что святой Уриил сказал: «...если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны... или какие пределы у рая, ты, может быть, сказал бы мне: "В бездну я не сходил, и в ад также, и на небо никогда не восходил". Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, и о том, без чего ты быть не можешь, и на это ты не отвечал мне. И сказал мне: ты и того, что твое и с тобою от юности, не можешь познать; как же сосуд твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего?..» (3 Езд. 4, 7-11). Истинно мудрый урок всем любознательным не в меру.

Пятый архангел — Селафиил есть верховный служитель молитвы. Чистая и пламенная молитва может служить душе, сохраняя ее от враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечисты, холодны. И Господь, зная, сколь необходима для нас молитва, даровал нам лик молитвенных ангелов с их вождем Селафиилом, чтобы они согревали наши хладные сердца и подвигали на молитву, вразумляли нас, о чем, когда и как надо молиться и возносили наши прошения к престолу Божию. Когда увидите, братия и сестры, на иконе архангела, стоящего в молитвенном положении, с опущенными вниз глазами и благоговейно сложенными у груди руками, то знайте, что это Селафиил. Подражайте ему в молитве и молитесь, чтобы он и нам даровал молитвенный дух.

Шестой архангел — Иегудиил, или «хвала Божия». Он приближает нас к добродетели наградой вечных благ и защищает от козней врагов, ополчающихся на нас, когда мы трудимся для славы Божией. Его изображают держащим в правой руке венец — награду для воина, который за веру и отечество не щадит своей жизни. Венец — это награда для судей и правителей, право судящим и правящим; это награда для пастырей Церкви, подающим добрый пример своим пасомым; это награда для всех честно и добросовестно трудящихся. В левой руке его — бич из трех веревок, предназначенный для врагов нашего спасения.

Седьмой архангел Варахиил (то есть «благословение Божие») изображается с розовыми цветочками на одежде. Он — покровитель семейного счастья, житейского благополучия, раздаятель щедрот Всевышнего, земных даров Божиих. Его благословения — всем честно трудящимся, тем, кто занимается земледелием, торговлей. Но эти благословения Господь ниспосылает через Своего архангела лишь тем людям, которые через земное ищут небесного, раздают милостыню, снисходительны и справедливы.

Ближе всех к нам ангел-хранитель. Он при крещении дается каждому человеку для хранения его, как сказано в псалме девяностом: «Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих» (Пс. 90, 11). Не только у человека, но и у каждой церкви, у каждого города, деревни, селения, народа, страны, государства есть также свой ангел-хранитель, содействующий нашему спасению, и разве что грехи наши отгоняют его от нас. Если мы будем бороться против грехов и молиться своему ангелу, то, умирая, увидим его, и он понесет нашу душу через воздушные мытарства к престолу Божию, как сказал Господь в притче о богаче и Лазаре (Лк. 16,19-31).

В житии святого Андрея, Христа ради юродивого, повествуется, что блаженный, проходя мимо некоторых домов, останавливался и бил по углам палкой, а у других — целовал углы. Его спросили, почему он это делает, и он сказал: «Я бью по углам тех домов, где живут богоугодно, потому что в этих домах бесы уже не находят себе места и всё ждут по углам, не проявится ли у благочестиво живущих какая-либо слабость. Тогда они мигом набрасываются, вот их-то я и бью. А в домах, где живут нечестивцы, бесы хозяйничают, ангелы же стоят по углам... Их то я и целую».

Дорогие братия и сестры, будем стараться жить в святости и чистоте, и ангел-хранитель всегда пребудет с нами. Не следует забывать о наших небесных покровителях, станем постоянно и усердно молитвенно обращаться к ним, и они помогут нам стяжать чистоту душевную, а к концу жизни — достигнуть тихой пристани Христовой — райских обителей. Аминь.

Публикуется по:Архимандрит Илия Рейзмир. Проповеди. Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 2007. Стр.386-390.

 

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї