Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры! Назначение
человека не ограничивается одной земной жизнью. Кроме земного, у нас еще есть
небесное, вечное призвание, ради которого мы и живем на земле. «Наше... жительство — на небесах»,
— говорит святой апостол Павел (Флп. 3, 20). Наша земная жизнь — только приготовление
к блаженной вечности; это только школа, в которой мы должны научиться жить
по-небесному. Горе тому человеку и народу, который забыл об этом! «Дни
человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и
нет его, и место его уже не узнает его» (Пс. 102, 15-16).
Что сталось со многими царствами, которые некогда процветали на земле? Там, где
некогда в упоении земным могуществом раздавалась гордая речь: Взойду на небо, выше звезд Божиих
вознесу престол мой... Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.
14,13-14), там теперь пустыня.
С Божией помощью возрастая от силы в силу,
преуспевая в благодетельных трудах во славу и украшение ближних и Отечества, в
науках, искусствах, во всем, что облегчает человеку его земное странствование,
не возгордимся, не забудем своего небесного призвания и благодатного покрова
небесного над нами!
Воистину благословенна ты, Святая
Русь! Много испытаний пережил русский народ, может быть, больше, чем выпадало
на долю какого-либо другого народа. Но в самые печальные годины, во всей нашей
многострадальной истории ярко прослеживается дивный промысл Божий о нашем
Отечестве. Сокрушенные, истерзанные, униженные внешними врагами, наши предки
крепко надеялись на помощь Божию, на покров Царицы Небесной, и упование не посрамило
их. «Помощь наша от Господа, сотворшаго небо и землю» —
так восклицали они, избавившись заступлением Божией Матери от страшного
нашествия Тамерлана. Испытав на себе дивные проявления небесного покровительства,
наши предки заповедали нам: «Да не забудут людие дел Божиих». Пусть же
благодарные потомки воздвигают памятники и достойно прославляют великих мужей,
трудившихся для блага народа своего, но бесконечно дороже нам — дела Божии!
Древняя Русь недаром именовалась
«Домом Пресвятыя Богородицы». Если вспомнить времена древнейшей Руси, то мы
найдем там примеры покровительства Божией Матери нашему Отечеству. Времена
Андрея Боголюбского, страшные нашествия Тамерлана и других завоевателей
неумолчно говорят нам об этом!
Великая Сергиева обитель! Смиренная
келлия преподобного Сергия! Вы видели в своих священных стенах Саму Царицу
Небесную, здесь, точно веяние райского аромата, слышались слова Пресвятой
Богородицы: «Неотступно буду от места сего!» — слова настолько дивно
оправдавшиеся, что ни полчища польские, ни те, кто завоевал полмира, не смогли
переступить за священную ограду ее. Долго наши предки боролись с врагами за
независимость, за свою жизнь, наконец, окрепли с Божией помощью, стали лицом к
лицу со своими притеснителями, но не намеревались мстить им. Они видели свою
великую миссию в том, чтобы нести народам благодеяние мира и христианского
просвещения. И вот первый их подвиг — покорение Казанского царства — озарился
явлением иконы Пресвятой Богородицы.
Трудно шло дело проповеди Евангелия
среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, Покровительница
проповедников слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми
апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не
замедлила послать им небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
7 июля 1579 года дочери стрельца
Даниила Онучина, девятилетней отроковице Матроне, явилась в сонном видении
Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве
мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили
внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где была укрыта
чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью раскопали землю в
указанном месте и обрели святую икону, совершенно новой, сияющей небесным
светом. Духовенство во главе с архиепископом Иеремией перенесло святой образ в
близлежащий храм во имя святителя Николая, где был отслужен первый молебен
перед великой святыней. Во время шествия с иконой получили исцеления два слепца
— Иосиф и Никита. В этом Никольском храме в то время был священноиноком будущий
патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Через пятнадцать лет, в 1594 году,
уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях,
очевидцем и участником которых он стал — «Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы
честнаго, славнаго Ея явления образа, иже в Казани».
Будем помнить, дорогие братия и
сестры, что если помощь Матери Божией подается, то лишь тем народам, которые не
забывают о своем небесном призвании, которые любят свою земную Родину, но
помнят и о Небесном Отечестве. «Благонравным только и богобоязненным помогает
Матерь Божия, — говорит святитель Димитрий Ростовский, — и избавляет их от
великих бед и зол...»
Братия и сестры! Не отринули ли мы
страх Божий, сохранили ли мы живую веру наших предков? Где вы, древние русские
благочестивые люди, проливавшие «токи слез» пред ликом Приснодевы и по вере
своей получавшие благодатную помощь? Встаньте, живые свидетели благодеяний
Божиих, и поведайте нам о них! Встаньте хотя бы пред очами душ наших и научите
нас, потомков ваших, горячей вере, теплым молитвам, привлекавшим благословение
небес! Аминь.
Публикуется по: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято – Троицкая
Сергиева Лавра, 2007. Стр.372-374. |