Невеселый предмет избираю я для нынешнего радостного дня: я хочу побеседовать с вами о
смерти.
И
чаще бы нам надобно беседовать о ней, слушатели благочестивые. Ведь думай не
думай, а от смерти не убежишь; так уж лучше думать. Чем чаще 6удем думать о
смерти, тем меньше будем ее бояться. Мы оттого именно слишком боимся смерти,
что редко о ней думаем или думаем не так, как должно.
И подлинно, что страшного в смерти,
если посмотреть на нее с лучшей точки зрения — так, как должно смотреть? Скажи,
отчего ты так боишься смерти? Оттого, скажешь, что мне хочется пожить, мне
жизнь еще не наскучила. Так, желать жить очень нам естественно: животные
бессловесные — и те не любят умирать. Но рассуди, разве смерть отнимет у тебя
жизнь? Ведь ты и по смерти будешь жить. Ибо что такое значит умереть? Умереть —
то же, что перейти из старого, худого дома в новый, хороший: смерть есть
переборка с одного места на другое. Что же в ней страшного?
Ты скажешь:
мне хочется пожить на земле; здесь мои родные, здесь мои друзья, здесь мои
удовольствия, здесь все мое, что я так люблю. Как же мне не бояться смерти,
которая все это от меня отнимет? Но рассуди, все ли отнимет у тебя смерть?
Родные твои и по смерти будут с тобой, друзья — тоже. Да, кого мы теперь любим
искренно, с кем нам теперь жить приятно, с теми и по смерти мы не разлучимся:
смерть еще теснее соединяет людей, взаимной любовью между собой соединенных. Не
скорби же, сердобольная мать, при разлуке с детьми, они и там будут с тобой. Не
сокрушайся, любящая жена, о своем супруге, ты и там будешь неразлучна с ним. Не
печальтесь и вы, нежные друзья, вы и там будете друзьями. Да, всякий из нас при
смерти может и должен говорить всякому: до свидания! Что же касается мирских
удовольствий, которые смерть у нас отнимает, то они не стоят того, чтобы
говорить о них; по смерти будут свои удовольствия — такие, каких только душа
желать может. После сего что же бояться смерти?
Ты скажешь:
я боюсь потому, что я грешник, а грешникам по смерти худо — там ожидают их
мучения. Вот эта причина твоей боязни основательна, грешникам по смерти, точно,
худо. Ах, и в самом деле, слушатели, как мы явимся на тот свет с нашими
грехами? Грехи и здесь иногда нас мучат, тревожат, беспокоят, а там и вовсе не
дадут нам покоя. Теперь мы еще не видим их вполне, а там они представятся во
всей своей гнусности. Теперь мы многих своих грехов и не знаем, и не сознаем, а
там все узнаем, все они придут на память, и ни от одного из них не откажемся. Так,
грешнику при воспоминании о смерти, точно, есть чего бояться. Но и тут рассуди:
смерти ли ты должен бояться? Ведь не смерти, а грехов; омывай их слезами
покаяния, заглаждай добрыми делами, а смерти не бойся. Грешить бойся, а умирать
нечего бояться.
Но ты
скажешь: что же мне делать? Я грешить не боюсь, искреннего покаяния не приношу,
дел добрых не делаю. Как же я могу не бояться смерти? О, если ты таков, то я
даже советую тебе бояться смерти; если ты точно грешить не боишься, покаяния не
приносишь, добрых дел не делаешь, то трепещи: люта смерть таких грешников.
Аминь.
Публикуется по: Протоиерей Родион Путятин. Проповеди. //Москва. Благовест. 2000 г. Стр. 296–297. |