Фреска, расположенная перед началом лестницы, изображает явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию. Вся судьба лаврской обители в продолжении веков есть исполнение обетования небесной Посетительницы, писал митрополит Филарет (Дроздов). [1] Матерь Божия благословляет преподобного Сергия и обещает ему Свое покровительство. «Не скорби больше об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего, и всегда буду покрывать его...», – так сказала старцу Богородица, явившаяся в окружении апостолов Петра и Иоанна [2]. Лик прп. Сергия, который стоит на коленях перед Пречистой Девой, светится благоговейной радостью, а его келейный ученик, прп. Михей, распростершись ниц, не смеет поднять головы в присутствии чудесных посетителей. Ступени сеней кельи преподобного на фреске отражают ступени лестницы домового храма, и у вошедшего создается впечатление непосредственного присутствия на месте описываемых событий.
Преподобный Сергий, видя благословение Божие над лаврской обителью, усердно молился о своей братии, и Господь утешил его пророческим видением. Подвижник увидел множество прекрасных птиц, которые летали не только по всему монастырю, но и вокруг ограды, и услышал таинственный голос: «Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно они будут украшены разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!» [3]. Птицы летали не только по всему монастырю, но и вокруг ограды: перед нами с высоты птичьего полета открывается вид на кельи и колокольни, церкви и соборы белокаменной Москвы.
Поднявшись выше, мы оказываемся у порога другой монашеской кельи и вновь видим преподобного Сергия – спустя пять столетий после его блаженной кончины. Прп. Сергий утешает митрополита Московского Филарета (Дроздова) в момент сильного душевного смущения. Келья владыки Филарета располагалась на втором этаже Митрополичьих палат, здесь он прожил 46 лет и принял блаженную кончину. Прп. Сергий явился владыке Филарету в тонком сне.
«Дверь, которую я обыкновенно запираю, тихонько отворилась, и вошел преподобный, старенький, седенький, худенький и росту среднего, в мантии без епитрахили», – рассказал митр. Филарет своему духовнику, наместнику Троице-Сергиевой Лавры, прп. Антонию (Медведеву)[4]. Владыка переживал тяжелый период, накануне он отказал императору Николаю I в просьбе освятить триумфальные ворота, установленные в честь победы над французами. Совесть подсказывала митр. Филарету против освящения ворот с языческими статуями, но вместе с тем он не желал опечалить государя. Только его духовник поддерживал решение владыки отказаться от освящения ворот, все остальные советовали не прекословить императору. Беспокойство было таким сильным, что митр. Филарет занемог. Но прп. Сергий, наклонившись к кровати, сказал владыке: «Не смущайся, все пройдет…». Действительно, государь не стал настаивать на освящении, и вопрос решился сам собой.
Преподобный Сергий был одним из самых любимых святых митрополита Филарета, и он часто обращался к нему в молитве. Вот отрывок из проповеди владыки: «Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз изречено здесь имя Пресвятой Троицы? Вошел бы в него на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горячая лучина светит чтению, но сердца молящихся горят тише и ясней свещи, и пламень их достигает до неба, и ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной. Отворите мне дверь тесной келии, чтобы мог я вздохнуть ее воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий преподобного Сергия, который орошался дождем слов его, в котором впечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных. Дайте мне облобызать прах её сеней, который истёрт ногами святых, через который однажды преступили стопы Царицы Небесной» [5].
Святитель Филарет известен как один из самых блистательных проповедников в истории Русской Церкви. Ректор Троицкой Лаврской семинарии, митр. Московский Платон (Левшин), говорил о своем любимом ученике: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски». Уже в возрасте 24 лет Филарет был назначен проповедником при Лавре, а в 30 лет был определен ректором Санкт-Петербургской духовной академии и впоследствии уделял много времени укреплению духовных учебных заведений, включая Московскую духовную академию. По благословению святителя и при его непосредственном участии начинает осуществляться перевод творений святых отцов и Библии на русский язык. Богословские труды митр. Филарета очень многочисленны, среди наиболее известных –
«Краткий» и «Пространный» катехизисы, которые до сих пор служат учебной книгой Церкви, «Начертание церковной библейской истории», «Записки на книгу Бытия», «Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви», «Слова и речи». Литературными дарованиями святителя Филарета восхищался Пушкин [6], советом владыки дорожили императоры Николай I и Александр II. Вместе с тем, несмотря на природные дарования, милости монархов и всеобщее уважение митр. Филарет был очень строг к себе и вел жизнь подвижника, тщательно скрывая внутренний строй своей жизни. Он носил самую простую рясу, а убранство его кельи отличалось предельной строгостью.
Святитель привлекал к Церкви как своей проповедью и книжными трудами, так и внимательным и теплым отношением к людям. Многие говорили о нем как о редком молитвеннике. За свою строгую и собранную жизнь подвижника владыка удостоился дара прозорливости и исцелений. Благословляя, владыка исцелил четырехлетнюю девочку, которая до того времени почти не могла говорить и только плакала. Это была дочь московского купца Е., дом которого владыка Филарет удостоил своим посещением после освящения храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы 16 октября 1849 г. С этого дня девочка перестала плакать, а на следующее утро уже свободно прочитала молитву «Богородице Дево, радуйся» и стала говорить.
Нынешний облик домового храма окончательно сформировался при митрополите Иннокентии (Вениаминове), который благословил строительство второго придела, освященного в честь Иверской иконы Божией Матери. Также при митр. Иннокентии к домовой церкви была пристроена колокольня и установлен купол.
К концу XIX века завершается постройка и отделка некоторых зданий Подворья, формируется единый архитектурный ансамбль, но впереди было время нестроения и запустения. «Запомнил я слова митрополита
Филарета, который не советовал делать ризы на иконы, потому что приближается время, когда неблагонамеренные люди будут снимать ризы с икон», - писал преподобный Амвросий Оптинский.
Начало ноября 1917 г. Люди не знают, какая сила будет у власти, газетные новости противоречивы и тревожны, смятение и смута захлестнули страну. Но в это же время в Храме Христа
Спасителя начинается новая история Церкви Русской: впервые со времени Петра I происходит избрание Патриарха. Этому событию посвящена фреска, расположенная по правую руку от входа в храм.
Избрание Патриарха должно было решиться жребием, который поручили вынуть уважаемому всеми старцу-затворнику Зосимовой пустыни иеромонаху Алексию. Выбирали из трех кандидатов. «Перед началом
богослужения митрополит Киевский Владимир в алтаре написал на пергаментах имена кандидатов на патриаршество и положил в специальный ковчежец. Во время литургии из Успенского собора была принесена
чудотворная Владимирская икона Божией Матери... По окончании Божественной литургии из алтаря вышел старец Алексий. Встав перед чудотворной иконой, он стал усердно молиться, и изредка клал земные поклоны...
Начался торжественный молебен... По окончании молебна митрополит Владимир подошел к аналою, взял ларец, благословил им народ, разорвал шнур, которым ларец был перевязан...
Старец Алексий трижды перекрестился и, вынул из ларца записку... Митрополит Владимир прочел: "Тихон, митрополит Московский". [7] На фреске
священномученик Владимир (Богоявленский) держит в руках развернутую записку, которую протянул ему преп. Алексий Зосимовский, за ним стоят в первом ряду архидиакон Константин (Розов)
и митрополит Вениамин Петроградский и Гдовский, также присутствуют архимандрит Илларион (Троицкий) и иерей Сергий (Булгаков).
Узнав волю Божию, делегация во главе с митрополитами Владимиром, Вениамином и Платоном отправляются на Подворье, чтобы возвестить благую весть об избрании нареченному
в Патриархи митрополиту Тихону. В тот день митрополит Тихон совершил литургию на Троицком подворье. Митрополит Владимир (Богоявленский) благовествует святителю Тихону об избрании его Патриархом.
На переднем плане изображены с одной стороны свт. Тихон, а с другой – митр. Владимир и члены Собора: митрополит Вениамин Петроградский и Гдовский, архиеп. Арсений (Стадницкий) (за митр. Владимиром),
архидиакон Константин (Розов).
После пения многолетия святитель Московский Тихон, нареченный в Патриархи, произнес краткое слово, в котором пророчески отметил: "весть об избрании меня в
Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: Плач, и стон, и горе, и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (Иез. 2. 10; 3. 1).
Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину!.. Отныне на меня возлагается попечение
о всех церквах российских, и предстоит умирание за них во вся дни… Но да будет воля Божия!... Утешением и ободрением служит для меня и то, что избрание мое совершается не без
воли Пречистой Богородицы. Дважды Она пришествием Своей честной иконы Владимирской в храме Христа Спасителя присутствует при моем избрании; в настоящий раз самый жребий взят
от чудотворного Ее образа. И я как бы становлюсь под честным Ее омофором. Да прострет же Она – Многомощная – и мне, слабому, руку Своей помощи, и да избавит и град сей и всю страну
Российскую от всякой нужды и печали". [8]
Милостью Божией и заступничеством Пресвятой Богородицы и святителей Московских 23 июня 2011 г. возобновились богослужения в домовом храме Митрополичьих палат.
На фреске, расположенной на стене напротив входа в храм, предстоят Господу прославленные в лике святых пастыри, трудами и молитвами которых было создано
Сухаревское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. По правую и левую руку от Спасителя изображены патриарх Тихон (Беллавин) ((1865 – 1925), жил на Подворье в 1917 – 1922 гг.) и митр. Филарет (Дроздов),
которого за его многочисленные таланты современники называли «природным патриархом», ((1763 – 1867), жил на Подворье в 1821 – 1867 гг.). За ними справа и слева следуют митр. Иннокентий (Вениаминов)
((1797 – 1879), жил на Подворье в 1868 – 1879 гг.), просветитель народов Восточной Сибири и Аляски, и митр. Владимир (Богоявленский) ((1848 – 1918), жил на Подворье в 1898 – 1912 гг.),
принявший мученическую кончину в сане митр. Киевского и Галицкого, человек прямой и бесстрашный, миссионер среди рабочих, резкий противник пьянства). По краям предстоят митр. Макарий ((1835 – 1926),
возглавлявший Московскую кафедру с 1912 по 1917 г.) и преп. Дионисий Радонежский (ок. 1570 – 1633). Святитель Макарий, «Апостол Алтая, Патриарх алтайских миссионеров»,— знаменитый проповедник,
просветитель и миссионер, переводчик богослужебной литературы на алтайский язык, составитель первого «Алтайского букваря». Игумен Дионисий Радонежский в 1613 г. получил подтверждение от царя
Михаила Федоровича о наследовании Подворьем земель за Неглинной, которые были пожалованы царем Василием Ивановичем Шуйским в 1609 г.
[1]Святитель Филарет (Дроздов). Слово по освящении храма явления Божией Матери Преподобному Сергию, устроенного над мощами Преподобного Михея в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. // «Слова и речи», т. IV.
[2] Архиепископ Никон (Рождественский). Житие и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.
[3]Архиепископ Никон (Рождественский). Житие и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.
[4] Яковлев А. И. Святитель Филарет в церковной и общественной жизни России XIX века.
[5] Святитель Филарет (Дроздов). >Слово по освящении храма явления Божией Матери Преподобному Сергию, устроенного над мощами Преподобного Михея в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. // «Слова и речи», т. IV.
[6] Диалог митрополита Филарета с Пушкиным
Пушкин:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
26 мая 1828
Митрополит Филарет ответил на эти стихи:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!
В ответ митрополиту Филарету Пушкин написал «Стансы»:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.
1830 г.
Первоначальный текст последней строфы, измененный по требованию цензора, был таков:
Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.
[7] Жизнеописание святейшего патриарха Московского и всея Руси Тихона
[8] Новомученики и исповедники российские. История русской церкви, т. 9, гл. 1
При описании фресок помимо указанных работ использовалась литература:
- История подворья Троице-Сергиевой Лавры
- Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Избранные творения. Cоставление и вступительная статья прот. Максима Козлова. Москва, издательство храма Святой мученицы Татианы, 2004.
- История проповедничества на Руси. Лекции |