Интервью с Ириной Яковлевной Медведевой - детским психологом, писателем, публицистом и драматургом, соучредителем
Межрегионального Фонда социально-психологической помощи семье и ребенку.
Воспитание детей - дело, с которым любой из нас сталкивался
хотя бы однажды - в роли ребенка. И далеко не каждый вспоминает эту часть своей жизни с удовольствием. Готовясь стать
родителями, мы думаем, что у нас-то будет все по-другому, что мы всегда будем понимать своих детей, а они будут
понимать нас - словом, что мы будем с ними хорошими друзьями. На деле же обычно получается не так гладко, и нередко мы
начинаем лучше понимать в первую очередь своих родителей... Почему так происходит и как правильно воспитать ребенка?
На эти и другие вопросы отвечает Ирина Яковлевна.
- Ирина Яковлевна, скажите, есть ли, на Ваш взгляд, отличия в подходе светского психолога и православного? И возможно ли
вообще такое деление?
- Самое главное отличие заключается в том, что в современной психологии нет ее главного предмета - души (психология, в
переводе с греческого, "учение о душе"), изучают какие-то стимулы, реакции, мотивацию - все, кроме самой души. На самом деле,
я довольно осторожно отношусь к принятому сейчас делению на православных и неправославных специалистов. Но поскольку речь
идет о душе, а не о математике, например, говорить "православный психолог" законно. Говорить так нужно, потому
что сегодня подходы у психологов, которые являются православными людьми и у психологов, которые далеки от православия,
не просто разные, они очень часто противоположные. Приведу такой пример: психолог неправославный очень часто
говорит родителям, что нельзя давить на ребенка, надо ему всё позволять. Некоторые даже приводят в пример японскую систему
воспитания детей, по которой в Японии детям с 12-ти лет вообще ничего не запрещают. Можете себе представить, как развинчиваются дети,
если им не запрещать делать дурное. Ко мне часто на прием приводят детей, у которых даже я, будучи достаточно опытным человеком,
не понимаю — это у них внутреннее душевное заболевание или это результат так называемого свободного воспитания, которое в настоящее
время рекомендуют психологи. Дети бывают так развинчены, что кажется, их надо положить в буйное отделение сумасшедшего дома.
Но когда начинаешь нормально воспитывать ребенка, его бывает не узнать, он делается совершенно нормальным, хорошим. И все
подозрения по поводу психического заболевания снимаются. Как мне кажется, первая задача православного психолога — как у скорой
помощи — остановить какое-то явление, особенно у ребенка. Вообще, считаю, что «православная психология» должна ограничиваться
занятиями с детьми, потому что взрослый человек, если он не явный психбольной и у него не нарушено сознание, должен сам
с Божьей помощью справляться с трудностями — неврозами и прочим. Когда к «православному психологу» обращается человек с
жалобой на депрессию, на одиночество, нужно объяснить ему, что это страдание — не психическая болезнь, а явление абсолютно
нормальное. И поздравить его с тем, что у него так отчетливо возникло это страдание — значит, душа его жива,
она страдает без Бога и Церкви.
— Вы с Татьяной Львовной Шишовой создали методику коррекции детских неврозов и назвали
ее «драматическая психоэлевация». Расскажите, пожалуйста, об этой методике.
— Я благодарна Богу за встречу с Татьяной Львовной. Мы познакомились на семинаре молодых писателей 25 лет назад.
Она приехала туда как начинающий переводчик с испанского, а я — как начинающий публицист. В то время я
работала в детской психиатрической больнице в отделении психотерапии, но уже писала очерки, причем не для взрослых,
а для подростков о трудностях характера, отношений с людьми, поведения. Подростков ведь очень часто мучают такие
проблемы. К тому времени у меня уже вышла книга в издательстве детской литературы, были публикации в газетах и журналах. Потом мы с Татьяной Львовной
придумали метод, который называется метод драматической психоэлевации: мы стали
писать пьесы для кукольного театра. Так постепенно стала вырисовываться
методика работы с детьми, в которой мы смогли сложить свои знания и умения. Она
по основному образованию педагог, а я — детский психолог. Вместе мы освоили
ремесло драматургов кукольного театра. Нам пришло в голову, что можно было бы
попробовать корректировать детское поведение с помощью простейшего кукольного
театра. Так мы начали работать. Сначала у нас очень смутно формулировались
принципы, на которых строится этот метод, потому что дело не в куклах и не в
ширме. Это только удобные инструменты коррекции. Корректировать детские неврозы можно самыми разными способами.
Совершенно не обязательно это делать с помощью кукольного театра. Принципы,
которые легли в основу этого метода можно распространить и на другие методики и
просто на воспитание детей в семье и школе. Я не буду рассказывать о самой методике.
Она достаточно сложная, а назову два принципа, которые легли в ее основу. Первый принцип — это воспитание ребенка в рамках культурной традиции. Это
очень важно для психики, потому что сегодня, когда традиционное воспитание во
многих семьях, к сожалению, уже не имеет места, мы наблюдаем картину
невротизации детей по той причине, что те стереотипы поведения, реализации на
жизненные обстоятельства, которые навязывают детям так называемые «продвинутые
родители» (очень часто это новые русские, например) не соответствуют тому, что
крупнейший швейцарский психиатр Карл Густав Юнг назвал «коллективное
бессознательное». Это то, что передается не от прямых родителей, а от далеких
предков, в частности, генетическая память о каких-то характерных реакциях,
память, в которой записаны некие культурные коды, а именно — модели поведения, реагирования
на те или иные жизненные обстоятельства. Убедившись за эти годы, что
коллективное бессознательное действительно существует (я, например, раньше в
этом сомневалась; думала, что это один из психоаналитических мифов), могу
сказать, что воспитывать ребенка в отечественной культурной традиции, то есть
прививать ему те нормы, которые приняты в нашей культуре, — это не право родителей,
а обязанность. Когда ребенок станет взрослым и соответственно душа его будет
уже достаточно окрепшая, пусть тогда выберет: что ему больше нравится, какие
этические принципы: наши или зарубежные. Но пока его душа еще формируется,
воспитание в семье обязательно должно соответствовать основополагающим
принципам русской культуры, а русская культура в основе своей православная. Тут
дело даже не в нравственных принципах, может быть, родителям самим не нравится
наша культурная традиция, а дело в психическом здоровье. Та массовая
невротизация детей, которую мы сегодня наблюдаем, я уверена, происходит оттого,
что многие родители уже подчинились новым жизненным обстановкам, которые не
просто не соответствуют культурным обстановкам, традиционным для России, а бывают
часто противоположными: где было черное — там белое, и наоборот, где было белое
— там черное. Русская культура, например, презирает богатство, во всяком
случае, не придает ему значения. А сегодняшняя жизнь, общество выдвигает
богатство чуть ли не на первое место в системе ценностей, потому что, чем
больше денег, тем лучше потребление.
Русская культура по своему характеру общинная,
соборная. Сейчас же проповедуется индивидуализм — забота о себе, в лучшем
случае о своей семье.
Русская культура патриотичная. Сейчас
средства массовой информации отнюдь не воспитывают в людях любовь к Родине, а
еще недавно, в 90-е годы, СМИ делали прямо противоположное — внушали людям
презрение к своей стране, к ее истории, к ее настоящему и даже к ее будущему, тем
самым травмируя коллективное бессознательное в человеке, травмируя его
генетическую память.
Русская культура возвышенная. В такой культуре
принято воспитывать детей, как можно раньше привлекать их внимание, интерес,
любовь к сфере идеального. Сегодня же все внимание сосредоточено на каких-то
«низовых» интересах, потому что этого требует общество. Чем больше ты будешь
рекламировать всякую ерунду вроде новых сортов продуктов, новых видов мебели,
мобильных телефонов, одежды, автомобилей и т. д., тем лучше будет потребление,
но тем хуже будет психика, потому что наша душа совсем другая и требует
совершенно другого. Эта душа не может испытывать хронический голод, а то, что
нам предлагают — это не есть питание для души.
Наконец, русская культура целомудренная.
Разве можно было без ущерба для коллективной психики, я уже говорю не о
коллективном бессознательном, а об общественной психике, потому что это массово
коснулось людей, так разрушать стыд и говорить, что раньше мы просто страдали
ханжеством, даже не понимая смысл слова «ханжество». Когда культура дает людям
образцы целомудрия, как эталон поведения, она называется православная культура. Сегодня настало очень
опасное время, не только потому что детей растлевают, а потому что одновременно
разрушают психику. Мы же потомки Адама и Евы. Значит, мы наследуем то первое
чувство, которое они испытали после грехопадения, а они испытали чувство стыда.
Значит, это первочувство изначально заложено в нормальном человеке, и
посягательство на это чувство — это искусственная инвалидизация психики, потому
что с другой стороны, зная клиническую психологию и психиатрию довольно хорошо,
могу сказать, что только у тяжелых шизофреников бывает разрушен интимный стыд.
И вот посмотрите — это самый страшный симптом, признак тяжелейшего психического
расстройства навязывается сейчас всему обществу. Но если взрослые, особенно
немолодое население, получили некий культурный иммунитет еще в советское время,
когда они были детьми, подростками и молодежью, то сегодняшние дети этого
иммунитета не имеют. На них сразу набрасывается эта жуткая разрушительная
культурная агрессия. Поэтому мне кажется, очень важно говорить не столько о
методике, сколько о самих принципах.
Второй принцип — это собственно сама элевация. Elevare в переводе с латинского языка значит возвышать, подниматься, восходить.
Психоэлевация — это возвышение души, или, если перейти с патетического языка на
более обыденный, повышение уровня личности. Мы с Татьяной Львовной работаем по
этой методике уже 18 лет, работают многие наши ученики. Можно сказать, что у
нас есть что-то вроде собственной школы. Мы уверены, что возвышение души — это
психическое оздоровление. Если говорить более точно о том, что это за принцип —
это превращение недостатка в достоинство, возвышение недостатка до достоинства.
Например, если ребенок сверхзастенчивый. Это, безусловно, недостаток, когда
ребенок такой застенчивый, что он не может общаться с окружающим миром. Мы,
исходя из этой натуры и не ломая ее, просто возвышаем ее, делаем такого ребенка
скромным. Можно было бы, конечно, если очень постараться, сделать его
сверхобщительным, душой общества. Можно, но не нужно, потому что сломанная
через колено натура, обязательно каким-то другим отрицательным образом себя покажет.
Поэтому натуру надо облагораживать. Не надо тополь превращать в грушу, хотя
это, наверно, возможно сделать с помощью сегодняшних методов генной инженерии.
Гораздо лучше грушу-дичок превратить в грушу садовую. Вот это и есть
возвышение, элевация.
А драматическая — это значит
театральными средствами, с помощью простейшего кукольного театра. Когда мы
сформулировали принцип психоэлевации, то по наивности своей, по неграмотности,
думали, что это наше маленькое авторское открытие. Оказалось, что святые отцы
об этом говорили. А говорили они о том, что порок — это искаженная добродетель.
Значит, наша задача поправить эту искаженность, гармонизировать личность и
порок снова восстановить до уровня добродетели.
— Отчего, по Вашему мнению, у детей случаются душевные расстройства?
— Смотря какие расстройства. Если
говорить о том, что на профессиональном языке клиницистов (психиатров) называют
психиатрией большого круга, т.е. шизофрения, разнообразные психозы,
органические поражения центральной нервной системы, то это, как правило,
болезни врожденные. А травмы у детей бывают по разным причинам. Прежде всего,
поскольку основной мир ребенка — это семья, то и травматизм психологический
(даже психический) происходит в семье, так что, безусловно, очень важно
родителям правильно воспитывать ребенка и не считать, что любовь к ребенку —
это попустительство. От этого бывает очень много расстройств. Ребенок, на самом
деле, не хочет такой вольности, которую ему представляют сегодня некоторые
родители. Он хочет, чтобы родители были сильны, авторитетны, чтобы они
показывали ему, что можно, а что нельзя. Так что напрасно думают многие люди,
что психический травматизм происходит от излишней строгости. Конечно, семья —
это не армия, поэтому ни в коем случае не надо использовать в воспитании детей методы
армейской дисциплины. Гораздо больше травм бывает от попустительства, от
вседозволенности. Когда ребенку все позволяют, он очень от этого
невротизируется, потому что перестает ощущать границы добра и зла, а родители
ему не помогают эти границы почувствовать.
Конечно, опасный источник травм — это
развод родителей. Очень плохо поступают те психологи, которые советуют людям не
спасать свой брак, не трудиться, чтобы сохранить семью, а разводиться, если
что-то не так. К тому же развод в корне противоречит христианской традиции. А сегодня
люди склонны считать что, поскольку разводов много, ребенок видит, что у многих
сверстников родители развелись, значит, ничего страшного в этом нет. Не надо
себя этим успокаивать. Развод родителей, отсутствие отца в доме — это страшная
травма для ребенка, которая иногда не заживает всю жизнь. Поэтому из последних
сил, даже если плохие отношения, но если есть ребенок, надо терпеть, не говоря
уже о том, что такое долгосрочное терпение часто приносит свои плоды и люди,
наконец, понимают, что они могут жить вместе, что им хорошо вместе. Они
проходят через преодоление своих претензий друг к другу и, закалившись,
очистившись своим взаимным терпением, они уже совершенно по-другому живут
вместе и часто благодарят Бога за то, что они все-таки не развелись. Так вот
пусть укреплением для многих людей будет то, что они сохраняют психическое
здоровье детям, когда они не разводятся. И не надо утешать себя тем, что
ребенок видит, как родители ругаются, от этого только хуже, пусть он лучше этого
не видит. Ребенку главное видеть, что у него полноценная семья.
Компьютерные игры инвалидизируют
психику. Компьютер, вопреки распространенному мнению, разрушает интеллект. Ведь
в чем заключаются все развивающие игры? Нужно выбирать из заданных вариантов,
т.е. ребенка приучают действовать по инструкции. В результате он не научается
выстраивать мысленные связи, не приучается к творческому мышлению, не видит
объемной картины мира и становится роботизированным исполнителем, который может
только выбирать из определенного набора вариантов. С уверенностью могу сказать,
что компьютерные игры так травматичны для детей, что вообще не понятно, можно
ли их реабилитировать после компьютерной зависимости.
Безусловно, все западные мультфильмы,
непристойная реклама травмируют психику малышей, даже если дети не смотрят, а
находятся в комнате, где работает телевизор, они слышат жуткие звуки насилия,
звуки непристойных эпизодов и т.д.
Травмирует психику и то, что у детей все
меньше и меньше обязанностей и все больше и больше прав. Ребенок хочет, чтобы у
него были властные родители, тогда ему спокойнее. А когда родители теряют
авторитет, когда ребенок слышит везде о своих правах, — то, что слышать не должен,
— у него складывается картина, очень опасная для психики — что взрослые
слабаки, что они боятся детей. Дети в свою очередь боятся страшной жизни,
которую видят на экране телевизора и получается, что у них нет защиты, потому
что, если родители не авторитетны, то в глазах ребенка они перестают быть
защитой. Поэтому, конечно, очень важно восстанавливать здоровую воспитательную
традицию, здоровую иерархию. Отец и мать — главные люди для ребенка. И он
должен им подчиняться и совсем не всегда надо ему объяснять, почему он должен
сделать то-то и то-то и почему нельзя делать того-то и того-то. Не все и не
всегда надо объяснять. Зачем маленькому ребенку объяснять то, что ему еще рано
знать? Он должен знать, что то-то нельзя, потому что нельзя.
Наконец, очень важно, чтобы было меньше
психического травматизма, учить детей терпеть, потому что терпение — это основа
психического здоровья. Если ребенок научиться терпеть — это значительно снизит
психический травматизм, потому что это то, чему учит нас православная вера: смирение,
терпение, благодарность за все — за радости и скорби. Конечно, ребенок не может
быть на той высоте, на которой, скажем, находится монах-отшельник. Но приучать
его к терпению надо, потому что это залог психического здоровья. В жизни будет
столько неприятного, что если ребенок не научится терпеть, то сама жизнь будет
для него травматична. Жизнь не будет с ним обращаться как родители — именно поэтому
надо запрещать ребенку что-то недолжное. И родители, которые попустительствуют,
готовят своему ребенку тяжелую психическую травму. Как только он попадет в
более широкий социум, то увидит, что, когда он делает, что хочет, его все
ненавидят. А ненависть окружающих вызывает тяжелые психические травмы.
— Сравнивая детей двух различных возрастов (например, дошкольного и школьного),
можно заметить, что между ними существует не только различие в количестве
знаний. Они мыслят и чувствуют по-разному. Это так? Если да, то чем, по Вашему
мнению, это обусловлено?
— Конечно, характером. Это лишний раз
говорит нам о разнообразии мира Божиего. Конечно, дети во многом наследуют
что-то из характера родителей, но мы же и по взрослому миру знаем, что люди в
чем-то похожи, а в чем-то разные. Так и дети в чем-то похожи между собой, у них
есть какие-то возрастные особенности, общечеловеческие, а есть особенности
индивидуальные. Бывают еще особенности национальные, культурно-социальные,
которые тоже проявляются в детском возрасте. Очень многое зависит от того, из
какой среды ребенок, что он слышит и видит вокруг себя. Бывают родовые
особенности: например, ребенок может уже давным-давно выйти из своей национальной
среды и жить в другом месте и родители его уже несколько поколений живут в
другой этнической среде и в какой-то момент у ребенка могут появиться черты
своего рода. Это все очень важно знать, особенно когда работаешь с детьми.
— Многие родители воспринимают собственного ребенка,
как еще один шанс для воплощения собственных амбиций и нереализованных
возможностей. К чему, по Вашему мнению, может привести такой подход? Как и чем
расплачиваются дети таких родителей?
— Безусловно, это приведет к психическому слому.
Другое дело, если родители видят, что у ребенка есть те дарования, которые есть
у них и которые они, предположим, не развили. Если же ребенок совсем другой,
или в чем-то другой, то лучше учитывать его дарования и их развивать, а не
воплощать свои карьерные мечты в ребенке. Надо смотреть, какой он, какая у него
натура и, как я уже сказала, именно эту данную ему Богом натуру надо
облагораживать, развивать. Когда родители хотят во что бы то ни стало воплотить
собственные мечты, которые они не смогли осуществить по тем или иным причинам
на примере собственной биографии — это обязательно отрицательным образом
скажется на ребенке. Вообще очень вредно, когда ребенок — это не субъект, а
объект реализации родительских амбиций.
— Старинная притча гласит: когда к древнему
мудрецу пришли молодые родители, ребенку которых было десять дней, и спросили:
«Когда нам начинать воспитывать своего ребенка?» На что мудрец им ответил: «Вы
опоздали на девять месяцев и десять дней». Каково Ваше мнение на этот счет?
— Конечно, очень важно, когда ждешь ребенка, стараться
что-то ему передать: надо говорить тихим голосом, конечно, не сквернословить,
по возможности не плакать часто. Хотя беременность — это такое состояние,
которое у некоторых проходит достаточно тяжело и повышенная плаксивость — одно из
свойств психологии беременной женщины. Но все же надо стараться себя
сдерживать, помня, что там внутри тебя крохотный человечек все слышит и что это
как-то на него влияет. Надо стараться слушать красивую классическую музыку. Конечно,
молиться, чаще бывать в храме и причащаться столько, сколько благословит
духовник — все это будет благоприятно влиять на человека, который сидит в живом
доме.
— Многие дети испытывают различного рода страхи. По
Вашему мнению, насколько это серьезно? Стоит ли предпринимать какие-либо меры,
или же эти страхи сами исчезнут со временем?
— Обязательно. Советую прочитать нашу
книгу «Разноцветные белые вороны», в которой есть глава, посвященная страхам — «Веселый
страх». Надо сказать, что страхи в отличие от других детских отклонений очень
важно как можно раньше начинать корректировать. Я имею в виду не обыкновенные
страхи, а именно психологические, которые свойственны тому или другому возрасту.
Ведь с возрастом они развиваются и перерождаются в патологический страх, потому
что развивается интеллект, увеличиваются знания о жизни, ребенок растет и
страхи с возрастом растут.
— Что бы Вы посоветовали родителям, чьи дети апатичны, или наоборот, чрезмерно
перевозбуждены?
— Если дети
апатичны, надо посмотреть, что им интересно и стараться этот интерес в них
пробуждать и развивать. А когда дети излишне возбуждены — это часто бывает не
по причине врожденной патологии, а потому что сегодня детям не дают возможности
гулять во дворе и сбывать свою нормальную энергию — поэтому энергия детей часто
переходит в агрессию. Например, если не уследить за домашним вином, не
подсыпать вовремя сахар, то винное брожение может перейти в уксусное. Так и
здоровая энергия может перейти в перевозбужденность и агрессию, просто потому
что нужен нормальный выход, а нормальный выход можно найти только во дворе, а
дворы сегодня пустые, потому что родители, к сожалению, боятся выпускать детей
во дворы.
— Как помочь
ребенку, подростку обрести внутреннее равновесие и как можно дольше сохранить
душевное здоровье?
— Надо, чтобы
у ребенка было, куда уйти от печальных жизненных обстоятельств. Для этого его
надо культурно развивать. Надо, чтобы как можно больше этажей его души,
личности было освещено светом культуры, потому что сегодня, когда мы наблюдаем
общее снижение культуры, в подростковом возрасте дети часто впадают в отчаяние.
У них что-то не ладится, а ребенку нечем себя утешить, ему не дали
представление о хорошей музыке, о настоящей поэзии, о красоте природы. Не дали
ему представление о молитве, о церкви. Поэтому ему некуда деваться. Если у него
жизненный крах или то, что он принимает за жизненный крах, то он не знает, чем
себя утешить. Поэтому чем развитее душа, тем больше надежды на то, что
подросток легче перенесет жизненные невзгоды, горести.
— И последний вопрос: Семья играет в воспитании
основную роль. Как, на Ваш взгляд, сделать так, чтобы максимизировать
положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание
ребенка?
— Просто надо больше заниматься детьми,
понимая, что сегодня общественные сферы даже такие как школа и тем более досуговые
мероприятия, пресса, телевидение в этом не помогут, а наоборот, могут, к
сожалению, навредить. Поэтому приходится приумножить свои усилия. Конечно, это
трудно, потому что взрослые много работают, устают. Но зачем зарабатывать
деньги, если ребенок калечится? Зачем тогда нужны эти деньги? Может быть, лучше
жить поскромнее, а больше времени отдавать воспитанию ребенка. Сегодня просто
необходимо проводить много времени с детьми. Это самое главное. А еще мне
кажется, надо восстанавливать власть отцов. Хватит мужчинам лежать на диване и смотреть
телевизор после работы — это хорошо в спокойное время, а сейчас идет страшная
информационная война. Страшная прежде всего тем, что она как война не
опознается и не имеет признаков классической войны. И естественно, она
направлена на детей и разрушает в основном психику детей, потому что это наши
завтрашние граждане и чем они будут более разчеловечены и менее жизнеспособны,
тем легче завоевать территорию. Не нужно быть военным, чтобы понимать такие простые
истины. В общем, если отцы не поднимутся, то ситуация с детьми будет плачевная.
Так что
по-хорошему родители должны сейчас думать о смене всей общественно-политической
парадигмы, парадигмы потребления, потому что она придумана не для нормального
человека, тем более не для ребенка. Ребенок трехсоставен, как и любой человек, и
когда на место идеального ставится ублажение утробы, то человек не может
вырасти нормальным, потому что грубейшим образом нарушается экология человека.
Задача родителей — эту экологию маленького человека сохранить и позаботиться о
том, чтобы ее не разрушали другие, потому что в золотой клетке семьи ребенка, к
сожалению, долго не удержишь. Надо позаботиться о перемене всей жизненной
атмосферы. Сейчас много говорят о национальной идее. Мне кажется, это
неправильно. Надо говорить об общенародном идеале, а он у нас есть — это
Христос. И глупо говорят те, кто считает, что нельзя вернуться в прошлое. Это
возврат не в прошлое. Христос — это, как сказал святитель Филарет Московский, —
«вечная новость». Надо меньше думать о том, назад идти или вперед. Надо идти
вверх, к этой «вечной новости» и вести вместе с собой детей.
Беседовала Светлана Варварина |