Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Троицкая школа arrow События Троицкой школы arrow Воскресная школа: экскурсия в дом-музей Васнецова
Воскресная школа: экскурсия в дом-музей Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова - один из любимых музеев воспитанников Воскресной школы Подворья.

В первом полугодии 2010-2011 учебного года ребята и их родители с большим удовольствием трижды посетили этот музей:

5 сентября 2010 года - с экскурсией по теме: "Русская православная семья, дом,быт";

10 октября 2010 года - "Герои русских сказок";

28 ноября 2010 года - "Русские богатыри. Святые и воины".

Ждем новых встреч со Сказочным теремом в новом году!

 

На пороге сказочных открытий

(Вторая экскурсия в дом-музей Васнецова)

В один прекрасный осенний день кораблик отчалил от пристани Воскресной школы и на всех парусах помчался в сказочный островок на переулке Васнецова, 13.

Ну вот наконец мы и вместе, во дворе гостеприимного домика. За воротами сразу же нас покидает суета и волнения московской осени, и свежий ветер уносит нас на порог сказки.

Пушки с пристани, конечно, не палили (в виду их отсутствия у хозяев). Но хранительница сказочного теремка милостиво нас пригласила в свои покои.

Входим по скрипучим половицам на порог. Затворяются кованые двери. И вот, стряхнув пыль московских улиц, и сбросив с себя одежду усталых пробежек, мы очутились в сказочном царстве времен Ивана Грозного. Сказки испугались нашей многочисленности и, взмахнув крылами, взлетели под крышу высокого терема.

В горнице нас ждала хозяйка - чудо-печка, своей красотой напоминающая царский дворец. Вот и дверца-ворота, въезжают дрова на телеге - и пошел огонь плясать по дворцу. Вот и окошко Царевны-Несмеяны - только горячий огонь любви долетит до него. Тут и ставенки резные, и столбы расписные, и кровля тесовая. Попросишь, кажется, у такой печки пирожков - а она и сама их на скатерть-самобранку выложит.

Ой, и вправду такая скатерть, точнее, буфет в этом домике расположились - расстелет хозяйка скатерть, откроет буфет - а там яства да кушанья всякие, а как попали на стол - неизвестно. Про тайные ходы да окошечки, скрытые в буфете, пусть взрослые догадываюся, а для деток и в этом радость, все воспринимают как должное. Ведь терем-то сказочный.

Заглянем в светлицу - первым делом взгляд на Красный угол падает. Иконы старинный семейные в углу, глядишь на них - и нет времени, нет расстояния. Ведь с ними, возможно, еще предки художника венчались. Поклонимся им с уважением и радостью - и здесь, в сказке, есть место Святому Образу. Да и не простое - может, даже главное...

Пытаемся представить, какая вдохновенная молитва лилась из уст этого художника, что Господь вложил в его руки красочную палитру русских образов.

Детский страх сковывает все внутри - а вдруг не вырвется Ванятка из цепких, крючковатых ручищ азартно беснующейся нечисти. Закрываешь глаза - и все равно перед тобой страшный оскал нечистой силы, ехидно усмехающийся собственной наглости и жестокости. Но взгляд направо - а там пламенеющий взгляд Архистратига Михаила указывает на минутную слабость твоих размышлений о всемогуществе нечисти. "СИМ ПОБЕДИШИ!", - твердо звучит струна в сердце и уме.

А вот и другое полотно примостилоась на правой стене - там липкий, изогнутый старикашечка пытается прикоснуться к душе грустной красавицы. А ничего не получается!

Ответом на вопрос: "Почему?" служат яркие краски утренней зорюшки да живого румянца от мысли о суженом своем на лице девичьем, да как контраст бледно мерцающее злато сундуков Кощеевых - Любовь не прдается... По крайней мере, настоящая. Видать, на рубеже прошлого и позапрошлого столетия люди думали так же. И деток этому учили.

Надо бы и нашим чаще напоминать...

Но о ком же мечтает царевна? А, вот и он, Иван-царевич, летящий на лихом коньке к окошку Царевны-Несмеяны, лишь на последнем дыхании дотягивающийся до платка. Пытливый ум знатоков устного народного творчества сообщает, что в сказках-то про белый платочек ничего не было сказано, а только про колечко с руки красавицы. На помощь тут же приходит экскурсовод, советующий чаще браться за мольберт для исключения подобных сомнений. При размере картины 6 квадратных метров кольцо и не было бы видно. Но взрослеющий ум добавляет белый платочек Дездемоны, и отвергая не очень удачный образ, возвращается к ясному лицу красавицы - нет, здесь белый платочек - это символ Чистоты... Попытаться бы ее сохранить...

Конечно, детская публика начинает тут же фантазировать о зеленой шкурке Царевны-лягушки, которую на другом полотне изобразил художник. Красивым изумрудным блеском отсвечивает стан плывущей по царскому залу царевны, ничего не подозревающей о предстоящем Кощеевом заточении. Ухо как будто уже не слышит мелодию дудочек и гуслей, в такт с раскачиваниями рук царевны уносящийся в сказку...

Детский восторженный голос позади не дает предаться излишним мечтаниям. "Папа, смотри, какая картинища!". Да уж, полотно, так полотно - все герои многих сказок мира могли бы на нем поместиться. Да какое-то оно чудное - все на нем спят.

Вдруг детки зашушукались - на стене соседней комнаты почти все узрели картину "Иван-царевич и Серый волк". Хранительница музея с радостной улыбкой взирала на учеников Воскресной школы и собирала вдохновенный отклики по поводу знакомого изображения.

Но вот прозвучал ее вопрос: "Как художник пытался поговорить со своим зрителем?"

И взрослые умы проговаривали умные слова - "композицией", "компоновкой персонажей" и т.д.

Но, конечно, правы были дети - почти все они увидели на переднем плане глухой, нелюдимой и мрачной чащи розовую веточку великолепной цветущей яблони. Такой своеобразный символ любви и указатель пути по непроходимым дебрям жизни к своим творениям, который растет несмотря на унылое окружение действительности...

В уме молнией сверкнула догадка - как бы и твой жизненный путь в этой жизни был бы украшен такими ветвями - веселей бы по ней шагалось.

Да, по выходе из музея надо постараться украсить свой путь милостью ко всему живому - и гладишь, запомнит это живущее существо, что есть на свете и такая радость созерцания и познания добра, да с помощью Божией удержится от бездны уныния и отчаяния...

Но пока подобные мысли посещали взрослых участников путешествия, юные коллекционеры впечатлений устремились в погоню за остальными сказками, и застучали каблучки по добротной деревянной лестнице. Лестница не возражала против столь стремительного натиска и с радостью привела нас в огромную залу.

И здесь взор привычно искал Красный угол, но вместо привычных образов мы увидели огромную картину грозного Архистратига Михаила, повергающего нечисть в мрачную бездну. Итак, дети сразу заметили главный сказочный выход художника: в итоге Добро всегда побеждает зло, каким бы страшным оно не казалось с первого взгляда.

Но зло не успокаивалось и решило немного попугать малышей.

И малыши, конечно, первым делом наткнулись на "бабу Ягу", обманом похитившую Иванушку у его матушки. Экскурсовод, подчеркнув различные оттенки слов "Красный" и "кровавый", указала на разность в обозначении солнца и месяца на некоторых полотнах художника.

Звенящий под высоким куполом дома сказочный голос сообщает, что перед нами французская сказка на русский лад. Уж больно показательная видать для этого времени сказка получилась. Как вспомнишь, что это было за время, когда художник картину-то писал, сразу задумаешься.

В России началь 20 века - разгул красного террора. Вот и усыпил художник царицу (Россию-матушку), чтобы не отчаялась душа от беззаконий тяжких, да проснулась бы в светлом будущем, святой живой водой умытая. Есть такая мечта в настрадавшейся душеньке народной...

А теперь по прошествии лихолетья, скользит взор по привычным образам.

Вот слуги народа спящие, вот дремлющие нянечки, согревающие душеньку, вот и образ царевича и царевны, для потомков из дерева высечены, чтобы не обознались они по пробуждении, взглянули на Первообраз да поравнялись бы на него. И книга в руках девочки-семилеточки на нужных страницах откроется.

Уже столетие проспала царевна-Русь, пора просыпаться. Но кто же разбудит нашу красавицу?

"А об этом мы сможем поразмышлять на следующей экскурсии", - зычный голос экскурсовода приглашает нас посетить музей через месяц.

Дети, слегка утомившиеся неподвижным созерцанием неизвестного известного, устремляются по ступенькам вниз. Взрослые внимательно разглядывают экспозицию, и пытаются осмыслить, почему Васнецов не считался иконописцем даже после росписи стен собора в Киеве. Но это уже совсем другая история...

Экскурсовод сияет - ей очень понравились ответы ребят о характере героев картин, их глубокий взгляд на сказочную тему.

"До скорых встреч, сказочный терем!", - кричат от ворот ребятишки и сердца взрослых заполняются частичкой ностальгии по уже прошедшему. Сюда, как в детскую сказку, всегда хочется вернуться. Наверное, всем.

Лариса Ермакова

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї