Игумен Петр (Мещеринов) О церковном воспитании детей
Вот несколько взятых из жизни историй.
…Небольшой храм на окраине города. Идёт Божественная Литургия.
Прихожане сосредоточенно молятся. Во время чтения Евангелия двери храма
открываются, и входит православная мама с двумя детьми: один – лет
трёх, другой совсем маленький. Старший, постояв возле мамы десять
секунд, начинает ходить по храму, пробираясь между людьми, топоча и
разговаривая с самим собою на своём детском языке. Младший на руках
мамаши то гулит, то лопочет, а то громко вскрикивает; затем начинает
плакать. Мамаша принимается успокаивать его. Сосредоточенная молитва
улетучивается; молящиеся начинают испытывать ужасный дискомфорт.
Наконец, кто-то из прихожан осмеливается сделать замечание. В ответ на
него он видит решительно сжатые губы, или слышит отповедь: «как же,
Христос сказал: не препятствуйте детям приходить ко Мне; а вы что,
гоните меня с детьми из храма?» У всех взвинчены нервы; Литургия
обессмысливается…
…Выносится Чаша. К ней две женщины – мама и бабушка – подносят
вопящего ребёнка. Он орёт: «Не хочу!!!», выгибается дугой, бьёт воздух
руками и ногами. Мама скручивает ему руки и ноги, бабушка фиксирует
голову, сюсюкая: «Ням-ням, Машенька, дядя тебе сейчас конфетку даст».
Священник, проявляя чудеса ловкости, с третьей или четвёртой попытки
умудряется вставить лжицу в рот ребёнка. На лицах мамаши и бабушки
счастливая улыбка: причастили! Дитя продолжает кричать и биться…
… Вот дети постарше. Всенощное бдение в большом соборе. Мамаши в
умилении молятся, стоя у солеи; их дети, сбившись в стаю, с визгом
возятся в приделе. Порой детский шум заглушает хор, не говоря уже о
чтецах. Попытки церковных служительниц урезонить их не имеют никакого
успеха. В ответ на свои замечания они видят раскрасневшиеся лица и
бессмысленные глаза. На секунду одёргиваемый ребёнок останавливается –
и тут же опять вливается в обезличенную бесчинную детскую общность.
…Вот дети ещё постарше. Воскресенье. Мама трясёт Ваню за плечо.
«Вставай, сынок, пора уже на раннюю, а потом - воскресная школа». Ваня,
продирая глаза, жалобно стонет. «Мама, можно, я не пойду. Я так устал в
школе за неделю…» Взгляд мамы становится жёстким. «Иван! Вставай! Разве
можно пропускать Литургию! Да и в школе сегодня опрос!» Бедный Ваня
чуть не плачет… но ничего не поделаешь. Через полчаса Ваня понуро
бредёт рядом с мамой в предрассветной зимней мгле. «Господи, за что!..»
- не по-детски думает он. Вот церковь. Исповедь. В руки сына мама суёт
написанную ею бумажку с надписью: «грехи Вани» и подталкивает его в
спину по направлению к аналою. Ваня даёт бумажку батюшке; тот пробегает
её глазами и, накладывая епитрахиль на Ванину голову, читает
разрешительную молитву, одновременно глядя усталым взором на ещё
человек сто, желающих исповедываться. На Литургии Ваня дремлет,
прислонившись к стене. В воскресной школе Ваня клюёт носом, и получает
двойку за то, что не знает, каким именно образом соединяются во Христе
Божественная и человеческая природа. Вечером мама отчитывает сына за
двойку… а ещё математику делать, завтра в школе контрольная. «Кончится
это когда-нибудь?» - обречённо думает Ваня…
…Но, наконец, всё и кончается. Дети вырастают, становятся юношами и
девушками. Мама горько жалуется подруге, которая только вчера вернулась
из длительной паломнической поездки по монастырям: «Сына как подменили.
Ничего не понимаю. Был помладше – такой был хороший: и молитвы читал, и
в церковь ходил… а сейчас – курит, по ночам домой приходит, хамит, даже
богохульствует. Ты представляешь, я ему говорю что-то – а он мне: мама,
ты достала меня со своей церковью! я никогда больше не пойду в неё!» На
маминых глазах наворачиваются слёзы…
Знакомые картины, не правда ли?
В чём же причины этого? Ведь мы исполнены самых благих намерений:
изо всех сил воцерковляем своих детей, учим их… а они, вырастая,
отвергают Церковь. Почему наши усилия дают обратный результат? –
Давайте попробуем разобраться в этом.
В деле церковного воспитания детей имеются две основные ошибки.
Первая – подмена внутреннего религиозного развития внешним. Вторая –
перекладывание религиозного воспитания с семьи на Церковь.
Да, Христос сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко
Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14).Но что значат эти
слова Христа? Ведь, наверно, нельзя их осмыслять исключительно в том
смысле, чтобы не препятствовать детям посещать Богослужения (и
бесчинствовать на них). - Здесь нужно сказать, что очень многие из
православных христиан делают ошибку, когда отождествляют христианскую
жизнь исключительно с участием в храмовом Богослужении. Так было в
Ветхом Завете: на земле существовал единственный Храм, и непременной
религиозной обязанностью членов Ветхозаветной Церкви было ежегодное его
посещение. Новый же Завет провозгласил нечто совершенно иное. Наступает
время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться
Отцу;.. но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники
будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет
Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и
истине (Ин, 4, 21-24). Совместная церковная молитва, безусловно, очень
важна в духовной жизни; но она вовсе не покрывает весь объём её, а
является лишь одним из элементов её, частью, - необходимой, но не
главной. Самое главное совершается в сердце человека – поклонение Богу
в духе и истине. Для этого христианин и должен стяжевать Духа Истины,
это – цель духовной жизни; всё же внешнее является средством для этого.
Такова иерархия христианских ценностей; если она покривляется, если,
например, посещение Богослужений из средства становится целью, главным
– тогда мы неизбежно впадаем в заблуждение и не получаем духовного
плода.
Нужно добавить, что в сегодняшней церковной действительности, в силу
многих и исторических, и духовно-нравственных причин, храмовое
Богослужение в известной мере потеряло значение именно соборной
молитвы, а стало «индивидуальным», что ли, средством спасения. Люди
приходят в храм ради себя только; они не знают, кто стоит и молится
рядом с ними; к Чаше приступают с целью личного освящения, ощущение
единого Тела Христова очень мало в наших приходах. Да и сам процесс
молитвы в храме часто сопровождается вынужденным усилием, направленным
на «отгорожение» от других людей, чтобы наша молитва не разорилась:
приходится внутренне «защищаться» от ходящих, шепчущихся,
разговаривающих, подвывающих хору и проч. незнакомых нам прихожан или
случайно зашедших в церковь людей.
Итак, нельзя всю религиозную жизнь души сводить к «хождению в
церковь»; тем более не получается это в отношении к детям. Многие
родители уверены, что их дети могут познать Бога только в храме; между
тем это совсем не так. Детское религиозное восприятие существенно
отличается от взрослого. Не случайно сказал Господь: если не обратитесь
и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Эта
заповедь, разумеется, не повелевает взрослым «примитивизировать» себя.
Апостол Павел говорит: не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а
по уму будьте совершеннолетни (1 Кор. 14, 20); это значит уподобиться
детям в отношении к Богу. Дети способны воспринимать Живого Бога
непосредственно, они чувствуют Его всюду: в окружающим их прекрасном и
удивительном мире, в детской сиюминутной радости жизни и т.д. Но самым
ближайшим образом дети способны ощутить Бога в атмосфере мира и любви,
которая окружает их. И тут-то вся «загвоздка»: таковая атмосфера должна
быть в семье. Мама и папа должны любить друг друга и своих детей; в
семье должен быть мир; родители должны именно этим создавать условия,
чтобы не мешать детям воспринимать Бога и духовную сферу жизни. Это
делается вовсе не разговорами о Боге на «птичьем языке» (типа: смотри,
Боженька-то тебя накажет), а исключительно примером жизни. Если для
мамы и папы Христос – не нечто внешнее, не правило, не обязанность
посещать храм, не кнут и пряник в попытках духовного воспитания, а
самое дорогое, важное и ценное для самих себя, то дети без всяких слов
воспримут Христа как Источника мира, добра и любви, которые есть в
семье.
Но очень редки такие семьи. Чаще бывает – шум, скандалы, капризная
неуступчивость родителей друг другу вплоть до мелочей, а главное –
несоответствие исповедываемой веры и собственной жизни. Причём, сами
родители вполне могут это осознавать; но часто не бывает у них ни сил,
ни желания, ни умения организовывать свою семейную жизнь так, чтобы в
основе её лежало поклонение Богу в духе и истине, христианская
нравственность, чтобы семья становилась подлинной домашней Церковью.
Причина этих неумения и нежелания, я думаю, состоит в том, что духовная
жизнь воспринимается внешне-формально, авторитарно, книжно,
схематически. В таких условиях вполне естествено желание переложить
религиозное воспитание только на Церковь; а так как она понимается
формально-автоматически, почти магически, то и церковность эта
становится исключительно внешней: посещение богослужений, воскресной
школы и т.д.
Разумеется, я вовсе не собираюсь отвергать важность и нужность всего
этого; я лишь хочу подчеркнуть, что всё должно быть на своём месте.
Начинается религиозное воспитание с того, что семья всеми силами должна
стараться, какими угодно способами, достигать того, чтобы Бог был не
просто некоей доктриной, служение которой отнимает время, отдых и силы,
а Живым Богом, Тем, Кто есть центр жизни семьи. Никакое «напичкивание»
внешней церковностью это не даст; это есть целенаправленный и
осмысленный нравственный труд семьи, ориентированный не на соблюдение
«буквы» прежде всего, а на создание настоящей домашней Церкви.
Необходимо учитывать и психологические особенности детей.
Большинство сегодняшних православных родителей воцерковились сами в
зрелом возрасте, через чтение книг, посещение храмов и монастырей,
через «взрослое» по сути осмысление жизни, и т.д. У нас нет опыта
собственного церковного детства, поэтому мы и детей наших хотим
воцерковить, как маленьких взрослых. Но это ошибочно, потому что дети
воспринимают мир по-другому. Их стихия – движение, игра, и – как я уже
говорил – непосредственное восприятие мира, духовного в том числе.
Детям трудно сосредоточиться на длительное время, или несколько часов
неподвижно стоять на одном месте. Поэтому к храмовому Богослужению у
них совсем другое отношение, чем у взрослых. В продолжение 5 – 10 минут
обрадовавшись красоте храма и храмового действа, больше дети не могут
на этом сосредоточиваться, и начинают развлекаться. Многие взрослые не
понимают того, что происходит в церкви, а дети – подавно; они не могут
воспринимать Богослужение интеллектуально, как это требуется по сути
его; а для непосредственного восприятия им достаточно небольшого
времени.
То же относится и к домашней молитве. Многие родители требуют от
своих детей заучивания ими молитвенных текстов; и вот дети стоят перед
иконами и бубнят их, а мама слушает и поправляет: «не поклонимся, а
поклонимся, сколько раз тебе говорить?» Между тем, дети знают и любят
молитву, и склонны к ней; только у них она занимает несколько минут,
больше они не могут сосредоточиться. И нужно научить детей, чтобы они в
эти несколько минут именно молились, то есть обращали своё чистое
сердце к Богу, а не механически читали детские молитвословы или
ковыряли в носу, пока мама не прочтёт своё полуторачасовое правило.
Итак, как нам приобщать детей церковности?
Во-первых, пусть дети остаются детьми. Ни в коем случае нельзя
превращать их в маленьких монахов и монахинь. Пусть они бегают, играют
со своими сверстниками, шумят, дерутся (только не в церкви,
разумеется); пусть они учатся, общаются, познают мир, и т.д. Во-вторых,
нужно очень тщательно определить детям меру внешней церковности – чуть
меньше, чем «по силам»; а всё внимание обратить на воспитание в детях
благоговейного чувства Живого Бога, чтобы Церковь была для детей
праздником, наградой – а не рутиной и обязаловкой. Митр. Антоний
Сурожский рассказывал, что как-то, идя на Всенощную, он зашёл по дороге
за В.Н.Лосским, и увидел, что его дети остаются дома. Владыка спросил
Владимира Николаевича, почему дети не идут с ним на службу. Он ответил:
«они так себя вели всю эту неделю, что недостойны идти в храм».
Протоиерей Владимир Воробьёв, вспоминая своё детство, рассказывал, что
их мама приводила их в храм очень редко и только к Причастию; она не
позволяла им смотреть по сторонам, развлекаться и т.п. Причастившись,
они стояли с благоговением несколько минут и уходили домой. И это,
говорил о.Владимир, было для них праздником и подарком. Вот подлинно
пастырский опыт; так воспитывается благоговение. У нас же по большей
части бывает по-другому. Сын: не хочу причащаться! Мамаша: нет,
будешь!! – и, схватив сына за руку, волочёт его в церковь. Или: совсем
что-то распустился ребёнок, надо причастить его. – Плодом такого
подхода закономерно является потеря благоговения и, в дальнейшем, отход
от Церкви.
Как-то я спросил десятилетнего мальчика из хорошей церковной семьи:
а как ты воспринимаешь Христа? Чувствуешь ли ты Его рядом, чувствуешь
ли ты Его любовь – вот как бы, например, Он был твоим лучшим Другом? –
Мальчик пожал плечами: он не понял, о чём я его спрашиваю. Конечно,
религиозное чувство людей, и детей, бывает разной интенсивности; но в
деле религиозного воспитания более всего важна не сила, а ориентация
религиозного чувства: на внутреннее, на личного Бога, живого Христа, а
не на внешнее прежде всего.
Что касается последнего, то очень важно, когда в церковной жизни
участвует вся семья. Захотели мы, например, причастить ребёнка – мама и
папа готовятся, всей семьёй причащаемся. А не так, когда Причастие
превращается в какую-то регулярную процедуру типа визита в поликлинику
или принятие таблеток, при том, что родители холодны к собственному
участию в Евхаристии и других Таинствах Церкви.
Итак, если правильно расставить акценты, то духовное и церковное
воспитание детей будет совершаться естественно, как сама жизнь, без
«натуги», - но только при условии, если этой жизнью обладает семья.
Необходимы для гармоничного развития детей также культурное
воспитание и социальная адаптация. Существует псевдодуховное мнение,
что детей нужно воспитывать исключительно церковно, дабы оградить их от
тлетворного влияния мира сего. В рамках этого взгляда светская культура
считается излишней и даже вредной, потому что-де, она отвлекает от
молитвы и всего церковного; плоды цивилизационного развития общества
объявляются чуть ли не сатанизмом, готовящим приход антихриста, и т.д.
В связи с этим детям запрещают общаться с нецерковными сверстниками
(«растлят»), не подпускают их к компьютеру («зомбирует»), и проч. А
результат – дети вырастают не приспособленными к жизни, ибо, как не
старайся, а из этого мира никуда не деться; серыми, необразованными,
культурно и интеллектуально не развитыми. Не найдя своего места в
социуме, они часто озлобляются, а иногда обвиняют в своём маргинальном
положении Церковь, которая так совершенно не учит. Апостол Павел
говорит: всё испытывайте, хорошего держитесь (1 Фесс. 5, 21); всё мне
позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не
должно обладать мною (1 Кор. 6, 12).
От тлетворного влияния мира сего, которое, безусловно, имеет место,
невозможно убежать; ему можно лишь противостоять. И противостояние это
должно осуществляться не только на уровне духовности, а и на культурном
и социальном уровне. А для этого нужно вооружить детей соответствующим
«багажом»: развивать в них художественный эстетический вкус, приобщать
их к классическому искусству, музыке, литературе, развивать творческие
задатки ребёнка, - чтобы, столкнувшись с доминирующей сегодня
агрессивно-попсовой антиэстетической средой, наши дети имели некое
культурное «противоядие», которое они могли бы противопоставить
массовой псевдокультуре. Между прочим, и сама церковность совершенно
неотделима от культуры; не будучи культурно воспитанным человеком,
невозможно как должно воспринять ни то же Богослужение, ни церковные
историю, письменность, искусство. Культура – не враг Церкви, а первый
её союзник; великая европейская и отечественная культура по сути своей
– явление христианское; и родители просто обязаны приобщать ей детей.
Но и тут всё упирается в семью. Если для мамы и папы предел их
музыкального развития – «Радио Ретро», если чтение в семье – жёлтые
газеты и Маринина с Донцовой, если все культурные потребности
удовлетворяются телевидением («Поле Чудес», «Окна» и проч.), - или, по
противоположности, в семье читают, слушают и смотрят только и
исключительно «православное», а от всего остального шарахаются, - то
откуда детям взять культурное воспитание? Это же касается и социальной
жизни. Нужно готовить детей к жизни в нехристианском мире таким
образом, чтобы они смогли быть солью земли (Мф. 5, 13), то есть чтобы
они выросли порядочными, мужественными, активными людьми, владеющими
современными технологиями, образованными, развитыми и умеющими не на
уровне церковности только (от которой далеки большинство наших
современников), но и на всех путях жизни противостоять злу и греху и
свидетельствовать о Христе, чтобы люди видели их добрые дела и
прославляли Отца их Небесного (Мф. 5, 16). Этому всему тоже учатся в
семье; но для этого мама с папой должны сами понимать и уметь всё это,
быть в этом примером для детей, чтобы воспитание порядочности,
здравомыслия и активная христианская жизненная позиция не
ограничивались руганием на кухне Америки и усматриванием во всём
заговора мировой закулисы, - в чём многие люди видят чуть ли не суть
Православия.
Итак, подведём итоги. Как нам воспитывать наших детей? Прежде всего
надо их любить, заниматься с ними, уделять им время – то, чего у нас
большой дефицит. Нужно во всём быть примером для детей: самим родителям
учиться жизни и культуре, не «закисать» в быту, учиться быть
христианами во всём, воспринимать церковность не начётнически-узко, а
так, как она есть – охватывающей всё богатство человеческого бытия;
быть открытыми, «незашоренными», порядочными и здравомыслящими людьми.
Наконец, нужно уважать своих детей, доверять им – этим и создастся в
семье упомянутая мною атмосфера мира, любви, доверия и свободы, без
которых невозможна никакая духовная жизнь. Если наши дети, при внешнем
церковном обучении, растут без любви, брошенными, в немирной
обстановке, задёрганные, без уважения к себе, без раскрытия их
творческого и человеческого потенциала, - то есть большой риск, что,
придя в возраст, они воспримут Церковь как лицемерие и не смогут стать
настоящими христианами.
И, конечно, необходимо осознать личную ответственность за наших
детей перед Церковью и Отечеством. Какие мы – такие и наши дети.
Начинать их воспитание нужно с себя, с семьи, - а не перелагать оное на
внешние церковные формы в надежде, что благодать «автоматически»
подействует. Церковь – не магия, в ней нет ничего автоматического;
действие благодати всегда сообразуется с нравственными усилиями
человека, а особенно в деле духовного воспитания.
…В заключение – ещё одна история. Знакомые привели ко мне своего
сына – парня 15 лет, с просьбой – поговорить с ним, как-то вразумить
(«совсем от рук отбился»). Мне удалось разговориться с ним (наверно, он
почувствовал, что я не «заодно» с родителями). Я спросил у него: что же
ты оставил церковный уклад жизни? Он ответил: хочу жить настоящей
жизнью…
Это значит, что церковная жизнь в этой семье была не настоящей.
Церковная жизнь была, а Христа в ней не было. И этот парень (как и все
подростки) остро почувствовал этот «зазор» и восстал против него.
Вот я и подумал: может, не всегда нам ругать наших детей? Нередко очень нелишне и поучиться у них…
|