Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Интервью, статьи arrow Нужно услышать призыв Христа – будьте светом для мира и солью для земли!
Нужно услышать призыв Христа – будьте светом для мира и солью для земли!
протоиерей Владимир Волгин

Интервью с протоиереем Владимиром Волгиным.

Двадцать лет назад Церковь получила свободу. За эти десятилетия открылись тысячи храмов, сотни монастырей. И миллионы людей пришли к вере. Спасение души – важнейшая задача, которая напрямую зависит не только от самих верующих, но и от их участия в церковной жизни, от того, как строятся отношения в приходе между священником и прихожанами. Какие проблемы прихожанин должен обсуждать со священником, а что должен решать самостоятельно. В чем состоит послушание? Имеет ли право мирянин принимать решения самостоятельно, или ему необходимо брать благословение у священника на каждый шаг своей жизни? Как найти духовника и насколько это необходимо? Мы попросили одного из известных и авторитетных московских духовников, настоятеля храма Софии - Премудрости Божией, протоиерея Владимира Волгина рассказать о своем взгляде на эту проблему.

– Отец Владимир, как, по-вашему, должны строиться отношения между священником и прихожанами?

– В любой области познания, мы нуждаемся в преподавателе. И духовная область – не исключение. Ведь духовная жизнь – это наука из наук, искусство из искусств. И мы, священники, старше не только по опыту, но и по званию, и передаем опыт, который накоплен годами: не только жизненной практикой, но и чтением святоотеческой литературы, не говоря уже, конечно, о Священном Евангелии, и предстоянием перед Престолом.

К сожалению, институт духовничества в наши дни постепенно исчезает. Старцы умирают, из тех старцев, которые еще живы, многие больны настолько, что не могут окормлять народ Божий, нуждающийся в их помощи, молитве и защите. Ведь основной дар старцев – это Любовь. Вне зависимости от звания, от положения человека, от его талантов. Эта любовь всегда прозорлива и старцы пестуют душу человеческую, основываясь на ее глубине, на видении этой души и отталкиваясь от ее возможностей, советуют своему духовному чаду или тем, кто к ним обратился, наиболее простой, легкий и прямой путь для этого человека. И в ситуации, когда старцев становится все меньше, остаемся мы – священники.

Кто-то знал старцев, кто-то не знал. И те, кто знал, такие как я – мы не старцы, мы духовники нового поколения, и передаем тот опыт, что получили сами. Мы не видим будущее как прошедшее, не зрим души человеческой, а передаем только то, что у нас осталось в опыте духовном от старцев. Это тоже немало для современного мира. Преподобный Игнатий (Брянчанинов) говорил о том, что в последние времена вообще исчезнет этот институт духовничества, и тогда христианам нужно будет обращаться к духовной литературе и святым отцам, чтобы найти ответы на все животрепещущие вопросы, которые возникают у человека.

Преподобный Симеон Новый Богослов говорил о том, что нужно вымолить себе духовника. Этот духовник, конечно, должен исполнять в первую очередь заповеди Божии, не уклоняться от духа Православной Церкви, он должен стремиться к стяжанию Любви в своем сердце. Плохо бывает, когда духовник раздражается, негодует на людей. Он должен быть человеком любви. И если выпало счастье найти такого доброго духовника, это уже великое дело для человека, подвизающегося на пути ко спасению.

– Во взаимоотношениях священника и прихожан есть множество тонких сторон, и трудно четко сказать, какие вопросы верующим необходимо решать самостоятельно, а что, напротив, требует помощи духовника. Можно ли провести такую границу? Как разграничить эти вопросы духовной жизни?

– Есть вещи, по поводу которых надо обязательно советоваться с духовником, такие «узловые» моменты в жизни. Допустим, вступить или не вступить в брак. Ведь институт бракосочетания в каком-то смысле утерян. И мы передаем эти знания.

Отец Иоанн (Крестьянкин), великий старец, говорил, что молодые люди должны встречаться до брака три года. Достаточно плотно узнавая друг друга. Безусловно, в целомудренных отношениях. Тогда, уже после этого срока невозможно будет сказать своему избраннику «я в тебе разочаровался», потому что весь тот негатив, который существует в душе каждого человека, он обязательно за три года вскроется и объявится наружу.

Духовник может проанализировать, какова была жизнь молодого человека, какова – молодой девушки. Здесь очень много разных аспектов, на которых я сейчас не могу останавливаться. Безусловно, на брак нужно спрашивать благословение. И не только на брак, на многое.

Часто, к сожалению, некоторые из прихожан стремятся к абсолютному послушанию, не понимая, что его невозможно осуществить в жизни. Для того, чтобы было абсолютное послушание, нужно со священником, с духовником, со старцем жить рядом, чтобы спрашивать его благословения на любую мелочь. А мы, безусловно, не можем в нашей жизни так плотно, ежеминутно общаться со своими духовными детьми, которые живут иногда очень далеко от прихода.

Не понимая этого, некоторые прихожане обращают это духовничество в гротескные формы. Бывает так, что подходят со словами «благословите пойти в магазин», или еще что-то подобное. То есть просят благословения на то, что человек обязан сделать! Не надо спрашивать благословения на повседневные дела – это все равно, что спящий бы сказал: благословите проснуться и встать.

Вот в такой гротеск превращаются у некоторых прихожан отношения с духовником. И возникает несоответствие духовной жизни человека: на самое мелкое спрашивают благословения, тогда как самое серьезное, узловое в жизни даже не думают обсудить с духовником.

Я думаю, что главное дело священников – это молиться за своих духовных чад и за свой приход. Раз он обрел Бога, то безусловно, стремиться к Богу. И если мы не можем дать и передать свой духовный опыт, если мы нищие в этом опыте, то, во всяком случае, можем литургически, на основе Божественной Литургии помогать человеку осуществлять этот духовный путь восхождения к Царствию Божию.

– Отец Владимир, говорят, что без послушания нет спасения. При этом, пожалуй, нет другого такого слова в духовной жизни, в которое бы вкладывали столько разных значений. Каждый видит смысл послушания по-своему. Скажите, что самое главное в послушании, в чем оно относится к каждому верующему?

– У каждого в Церкви есть свое призвание. И смысл послушания состоит в том, чтобы это призвание исполнить. Сначала нужно услышать призыв Христа – будьте светом для мира и солью для земли. Услышать и откликнуться. Этот призыв направлен не только к священникам, иерархам Церкви, но и ко всем христианам. Как говорил преподобный Серафим Саровский – "Стяжите Духа Святого!" Вот что должен делать каждый христианин, каждый из нас.

Беседовал Сергей Канев

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї