Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Интервью, статьи arrow Мы хотим, чтобы воспитанницы нашей обители выросли добрыми, православными, нормальными людьми
Мы хотим, чтобы воспитанницы нашей обители выросли добрыми, православными, нормальными людьми

Интервью с настоятельницей Пахомие-Нерехтского монастыря игуменией Алексией

– Матушка Алексия, как Вы думаете, почему с этим местом связано столько святых: от Пахомия Нерехтского, до священномученика Василия, практически нашего современника?

– Да, место удивительно святое, и сейчас все больше и больше людей понимают, сколько здесь тишины и святости.

Монастырь наш очень древний, времен преподобного Сергия. В 14 веке преподобный Сергий ушел под Москву, на пустынножительство, а на это место пришел преподобный Пахомий, уроженец города Владимира, сын священника. Он там принял монашество, там был игуменом одного из монастырей, и оттуда ушел на высший подвиг монашества – пустынножительство. Долго искал место, и когда пришел сюда, уже не смог уйти. А жители Нерехты просили, чтобы он не оставался один, а построил монастырь, потому что далеко вокруг не было ни одного монастыря. А монастыри в 14 веке имели очень большое значение.

По благословению святителя Алексия митрополита Московского было разрешено построить первый храм в честь Святой Троицы. Престольную икону написал сам преподобный Пахомий, и весь монастырь был назван в честь Святой Троицы.

Быстро собралась братия. И этот малый уголок русской земли скоро стал святым благодаря молитвам и подвигам преподобного Пахомия и его сподвижников.

Еще при жизни за свои подвиги преподобный получил дар исцелений и прозорливости, и к нему приходило очень много людей. Когда преподобный Пахомий умер, монастырская жизнь не то чтобы не затихала еще долгие годы, но прямо-таки бурлила: был создан приют для мальчиков, монахи устроили благотворительную аптеку… И это в такой древности!

Изначально монастырь был весь деревянный. В 17 веке при покровительстве царской фамилии и на ее средства монастырь перестроили в камне. И когда копали под фундамент Троицкого храма, основного храма нашей обители, обрели мощи преподобного Пахомия – почти через 300 лет тело сохранилось нетленным! Об этом сообщили в Москву, и преподобный Пахомий был прославлен как всероссийский святой.

До 18 века монастырь был самостоятельным. А в конце 18 века он, как и множество небольших монастырей по всей России, был закрыт, стал просто приходским храмом. Поэтому до нашего времени от монастыря не дошло ничего – никаких построек, и даже фундаментов.

Приходской храм на месте древнего монастыря действовал вплоть до времени советских гонений, до 1937 года, когда последний служащий священник Василий Разумов был арестован и расстрелян. С тех пор и сам храм был подвергнут тяжкому разрушению.

Сначала помещение передали колхозу, устроили здесь какие-то хранилища, а потом он просто стоял и разрушался.

Отца Василия забрали в августе 1937 года сразу после службы прямо из храма. И больше его никто не видел. Об этом нам рассказали старенькие прихожане, которые были свидетелями этого, и были еще живы, когда мы сюда приехали.

Так что у нас есть два прямых покровителя: преподобный Пахомий, мощи которого здесь находятся под спудом, основатель обители, первый священник здесь. И последний священник нашего храма – священномученник Василий.

Когда мы, несколько сестер Богоявленско-Анастасьина монастыря, приехали сюда в 1993 году, то застали совершенно разрушенный храм. Реставрация уже началась тогда, но как только мы появились, то реставрация прекратилась, и нам остались старые и новые развалы. Нам было очень тяжело, никакого финансирования не было, да и сейчас нет. Все нужно было добывать и делать своими руками. Просили людей, ходили по предприятиям… Кто-то помогал деньгами, кто-то руками, кто-то материалами, и постепенно храм восстанавливался.

Первоочередной задачей для нас было – начать службу. И это удалось сделать просто удивительно быстро: мы приехали в апреле 1993 года, а 28 мая – основной праздник преподобного Пахомия – мы уже служили! Так через месяц после нашего приезда была совершена первая литургия. Мы думали, что это невозможно! И думали, что если будет – то будет одна, ради праздника, ведь в таком развале нельзя служить, и надеяться было не на что. Но с тех пор литургия стала постоянной.

Храм, в котором мы с вами сейчас находимся, он и стал нашим первым храмом. Здесь под спудом лежат мощи преподобного Пахомия, а сверху икона – бывшая крышкой его гроба. Но он обустроен как временный, потому что ему предстоит капитальная реставрация. Мы здесь служим уже 14-ый год, в то время как еще три храма у нас под капитальной реставрацией: преподобного Пахомия, главный – Святой Троицы и Покровский.

Еще есть четвертый храм, в городе, при новом корпусе для сестер и детей. Который построится уже совсем скоро, осталась только внутренняя отделка. Там будет все, что нужно для жизни монастыря. Храм там будет домовый монастырский во имя святителя Алексия.

– Много у вас сестер?

– Много! У нас возраст насельниц от 8 до 95 лет. Пожилые сестры живут в богадельне, на полном уходе. А все основные работы ведутся сестрами: и богадельня, и реставрация, и дети, и хозяйство – у нас большое, ведь монастырю нужно жить! Кроме того сестры и дети приучаются к труду.

– Вы не раз говорили о детях… И детей у вас много! Как попадают в монастырь такие юные девочки, ваши воспитанницы откуда?

– Первые девочки появились у нас в 1996 году. Просто две девочки сами пришли из дома, захотели жить в монастыре. И сейчас они живут у нас, уже послушницами. А следом пошли еще. Очень разные пути, разные судьбы – неведомыми нам путями Божьими потянулись к нам дети. Большинство из них, конечно, в жизни были лишены элементарных условий, родительской опеки, воспитания.

Мы брали в монастырь только в особо тяжелых случаях, когда невозможно было отринуть. У нас не было таких планов – устраивать детский приют. Брали – потому что таких несчастных, обделенных людей невозможно было не приютить. Но теперь они не просто наши воспитанницы, они – наши младшие сестры. Так что эти дети обрели здесь не просто кров и пропитание, они обрели здесь семью. Мы стараемся создать такие условия здесь для них, чтобы они чувствовали себя, как в семье.

Сейчас у нас 25 девочек разного возраста. Над нашим приютом взяла опеку одна из лучших Нерехтских школ. Основные предметы преподают девочкам учителя этой школы, их восемь человек, а также наши сестры с высшим педагогическим образованием: музыкальную грамоту и основы церковного богослужения, швейное дело, золотошвейное, рисование и иконопись. Сестры присматриваются – к чему каждый ребенок способен, и потом стараются именно этому девочку обучить. Чтобы к окончанию школы, каждая из них имела бы кроме обычных школьных знаний и просто навыка обычного хозяйствования, еще и определенный профессиональный, специальный навык.

– А девочки останутся у вас, примут постриг? Или вы их выпустите в мир?

– Кто же это может предсказать?! Как у кого сложится. Наша задача – чтобы они выросли добрыми, православными, нормальными людьми. Мы любим их как своих родных и надеемся, что эта любовь сделает свое дело, они утвердятся в добре и вере и смогут сами верно выбрать свой путь.

– Для внешних людей, даже и православных, а для нецерковных и подавно, монашество представляется как нечто постное, аскетичное, печальное… Монашеские радости – это даже звучит как-то странно… И представить, как в монастыре, среди этой непонятно-грустной атмосферы – могут расти дети – невозможно. Ведь ребенок по существу своему существо радостное, шумное и непосредственное…

– Понимаете, мы для детей создаем другие условия. У них своя, вполне детская, жизнь. Просто под нашим присмотром, под нашим покровительством. Под нашими заботами.

Они живут в отдельном своем корпусе, у них свой, не очень строгий режим – но конечно он есть, порядок же должен быть! Ребенку монашеский устав понести трудно! Если кто идет на этот путь – это должно быть сознательно, а не потому, что жизнь так сложилась и ему некуда деться. Нет! У детей – своя детская жизнь, насколько это возможно в рамках монастыря. Для них специально создана библиотека, да даже и телевизор у них есть! Только за ним, конечно, мы тщательно следим. Чтобы не смотрели фильмов, которые психику разрушают.

– Матушка Алексия, когда я посмотрел на ваших девочек, вспомнил о дореволюционных институтах благородных девиц. Вот как Вы считаете, может быть стоит такой опыт распространять? Не все же в монастырь попадают! Должны быть аналогичные светские заведения?

– Мне трудно о других рассуждать. Ведь эти наши девочки – они нам как родные стали. Мы их не воспитываем как внешняя воспитательно-образовательная организация, а как в любой семье. Так что нельзя сказать, что у нас есть опыт устройства института благородных девиц! Я не знаю, как можно этот опыт описать и передать. Это наша жизнь.

Беседовал Сергей Канев

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї