Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Интервью, статьи arrow В русских иконах есть Дух
В русских иконах есть Дух
Норберт Кухинке

Интервью с немецким журналистом, актером, режиссером и искусствоведом Норбертом Кухинке.

Норберт Кухинке известен в России уже тридцать лет – после того, как сыграл роль датского профессора в фильме «Осенний марафон». Но мало кто знает, что он – единственный европеец, награжденный двумя орденами «За сотрудничество с Русской Православной Церковью». Норберт – автор книг «Бог в России», «Россия под крестом» (о Псково-Печерском монастыре), «Образы старой России», «Воскресение России». В конце 1980-х годов он организовал гастроли хора Троице-Сергиевой лавры по 26 городам Германии, а сейчас занят строительством православного монастыря под Берлином. Кстати, чуть больше года назад идею строительства этого монастыря поддержал и благословил Священный Синод Русской Православной Церкви.

– Норберт, вы больше тридцати лет приезжаете в Россию, встречаетесь с нашими иконописцами, посещаете русские святыни, задолго до Перестройки сняли фильм «Бог в России» - о положении верующих в СССР. Что для вас Православие? И почему вы так увлечены русским духовным искусством, иконописью?

– Все очень просто. Я люблю русские иконы, я смотрю на них не только обычными глазами, но и глазами души – только так можно увидеть то, что на них изображено. Искусство иконы – это искусство строгое, выразительное и очень ровное. Древние иконописцы обладали редчайшим в наше время даром высказывать многое в малом, такой особенной сдержанностью.

– А когда вы поняли, что русские иконы – это особенный мир?

– Мне было 24 года, когда я купил первую русскую икону. И вот уже сорок лет я собираю старые образы, они отличаются от других, – старые иконы очень строгие. Не случайно художники Казимир Малевич и Василий Кандинский говорили о том, что они равняются на икону. Когда Анри Матисс приехал в Россию, и впервые увидел икону, он изумился и сказал: «То, что мы безуспешно пытаемся найти, русские получили уже много веков назад. Россия не знает, какое сокровище у нее есть». Ему можно простить эту наивность – Матисс не знал, что русские всегда любили иконы.

– А как воспринимаете икону вы?

– Если говорить откровенно, к иконам я отношусь скорее как к объекту искусства. Но я понимаю, что в иконе не это главное, что духовная составляющая важнее. И все-таки, лично для меня это в большей степени объект искусства.

– Странно слышать такое мнение от человека, который уже столько лет, даже десятилетий дружит с православной культурой, я был уверен, что эта дружба сочетается и с пониманием нашей веры. Ведь не случайно же вы строите в Германии православный монастырь – это не газетная утка?

– Но это совсем разные вещи! Я же не на все сто процентов воспринимаю иконы как искусствовед, значительная часть моей души видит и сокровенный, религиозный смысл древних православных образов. И если говорить про монастырь, который мы строим в Германии, он ведь тоже будет состоять не из одного только иконостаса. Кроме красоты православной иконы, люди, которые будут приходить туда, увидят и красоту православной жизни, богослужения, смогут увидеть, как это соединяется в одно целое.

– А что это будет за монастырь?

– Мы строим его под Бранденбургом. Он будет носить имя святого Георгия Победоносца – кстати, мое полное имя Норберт Георг, и я считаю святого Георгия своим небесным покровителем. Его знают и любят не только в России, но и в Германии. И мне кажется, этот святой мог бы помочь нам найти и другие точки, которые соединяют Россию и Германию. Ведь не надо забывать, что исторически у наших религиозных традиций общие корни.

И мы хотим, чтобы монастырь, который – я подчеркиваю, - хотя и строится на земле Германии, будет относиться к Русской Православной Церкви, чтобы он стал местом встречи верующих Германии и России. У нас нет возможности совместно совершать богослужения – и никто не настроен на это, такая форма экуменизма одинаково неприемлема и для нас, и для вас. Точкой соприкосновения станут семинары, концерты, конференции.

– А монастырская жизнь – какой вы ее видите?

– В этом отношении мы не предполагаем никаких отклонений от русской традиции. Все будет решать отец настоятель и другие русские монахи, которые будут там хозяевами. Кстати, мы предполагаем, что, увидев красоту русского богослужения, кто-то из местных жителей тоже захочет войти в братию монастыря. И в будущем вполне можно представить себе, что часть монахов в этой обители будет русскими по вере, и немцами, или французами, или какими-то другими европейцами по происхождению.

– Вы часто бываете в России, не пропускаете ни одного значительного события в мире русской иконописи. В чем, по-вашему, главное отличие иконы от живописи?

– Вы знаете, это можно сказать одним словом – в иконах есть дух. И мне кажется, очень хорошо, что я не могу найти других слов, чтобы высказать это более подробно. Ведь и древнерусские иконописцы писали иконы очень сдержанно. Они соединяли мастерство и духовный подвиг. Нам этой простоты сейчас иногда очень не хватает.

Я часто дома вечером, после тяжелого дня, снимаю напряжение тем, что открываю альбом с репродукциями старых мастеров, и просто смотрю на эти известные всем иконы. И отдыхаю, и, кажется, даже становлюсь моложе.

Беседовал Сергей Канев.

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї