Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Интервью, статьи arrow Каждый из нас сегодня находится в ситуации выбора князя Владимира
Каждый из нас сегодня находится в ситуации выбора князя Владимира
диакон Андрей Кураев

Интервью с диаконом Андреем Кураевым.

Три дня проходили в Киеве Торжества, посвященные 1020-летию Крещения Руси. Мы встретились с участником этого праздника диаконом Андреем Кураевым на Владимирской горке в Киеве, где больше тысячи священнослужителей из многих Поместных Православных Церквей вместе совершили праздничную литургию.

– Отец Андрей, сегодня мы все вместе празднуем 1020-летие Крещения Руси. Это первый юбилей после торжеств 1988 года, когда отмечалось Тысячелетие Крещения Руси. Скажите, почему, сейчас вспомнили об этой дате - ведь мы не праздновали ни 1010-летие, ни 1015-летие этого события?

– Знаете, это такое событие, которое вообще можно каждый год отмечать. А то, что сейчас мы отмечаем 1020-летие, на мой взгляд, означает следующее: во-первых, восстановление некоторой исторической несправедливости - ведь тогда в центре торжеств была Москва, а не Киев, где все произошло. Второе - тогда праздник был полуразрешенный советской властью, я участвовал в этих торжествах, и тогда любое место, где проходили торжества, было в три ряда перекрыто милицией, и праздник был совсем не для народа. А сейчас, за эти двадцать лет в церковную жизнь вошло много людей, для кого православие стало личной верой намного позже Торжеств 1988 года. Сейчас эти люди переживают православие как личную святыню, и воспринимают Крещение Руси, как личный праздник, событие своей биографии и истории. Для этих людей очень дорого дать возможность пережить эту радость.

И конечно, это замечательный повод сказать об очень важном, но не модном сегодня: о единстве наших народов, народов Днепровской купели. Это совместный праздник и русского, и белорусского, и украинского народов. А это тема почти запрещенная в украинских средствах массовой информации.

Надо сказать, что идея празднования этого юбилея родилась не в Патриархии. Не было такого, что собрались митрополиты в Патриархии, и стали думать над тем, обратиться к молодежи или нет, позвать рокеров или нет… А если звать, то Шевчука или Кинчева?.. Конечно, не было такого кастинга рокеров. Напротив, именно у музыкантов родилась идея – давайте обратимся к людям, к молодежи. Чтобы это был праздник не для номенклатуры, когда собираются в «большом театре», выступает «большой хор», вход по пропускам и так далее, нет. А чтобы праздник прошел на площади, куда могут прийти все, и там можно поговорить об этом, и радоваться всем вместе, и вместе петь в конце концов.

Эта идея родилась у киевских рокеров. Они обратились к своему духовнику в Голосеевской пустыни, он их благословил обратиться к митрополиту Владимиру, тот передал идею Патриарху Алексию, а Патриарх – Путину, а Путин – Ющенко. Вот почему в эти дни Ющенко выражается всегда осторожно: «Я поддержал идею празднования». А кто ему предложил, он предпочитает не говорить.

Киевский Синод очень разумно решил провести праздник на многих уровнях. Что происходило эти два месяца: с утра в определенный город приходит крестный ход со святыми мощами князя Владимира. Это праздник – подарок для наших любимых прихожан. Днем – моя лекция, она уже более миссионерская, для студенчества, интеллигенции, о сути христианства и других серьезных вещах. А вечером – рок-концерт для молодежи совсем нецерковной. Чтобы они поняли, что это событие и в их жизни. И что это не только предмет интереса историков – ну, было там тысячу лет назад что-то, - нет, каждый из нас сегодня в ситуации выбора князя Владимира. К князю послы обращались, иудейские, мусульманские, византийские. А к нам сегодня сектанты на улицах цепляются, и точно так же требуют нашего выбора, с кем мы? С православными или нет? Это – выбор каждого из нас. И важно помнить о выборе князя Владимира. О том, что это твой выбор. И хотя ты молодой, тем более – решись на этот поступок.

– Эти торжества проходили в Киеве с определенным напряжением: президент Украины пригласил возглавить юбилей Константинопольского Патриарха Варфоломея, и это могло обострить и без того неустойчивую религиозную ситуацию на Украине, а также стать камнем преткновения в отношениях между Русской и Константинопольской Поместными Церквями. Только что прошло богослужение на Владимирской горке, где литургию совершали совместно оба патриарха в сослужении десятков православных иерархов со всего мира. Означает ли это, что Патриарх Варфоломей выстоял перед натиском украинских политиков, жаждущих создать собственную национальную церковь под эгидой Константинополя?

– До последнего дня мы не знали, с чем приедет на Украину Константинопольский Патриарх. В первой русской летописи, Повести временных лет, написанной киевским монахом Нестором-летописцем есть слова «эллины лукавы суть». И в этом мы имели возможность убедиться и сегодня, спустя 1020 лет после крещения киевлян. Потому что с одной стороны, Патриарх Варфоломей в каждой своей речи отпускал довольно хамские выпады в адрес Русской Православной Церкви. Вплоть до того, что заявил, что Россия аннексировала Украину, Петр Первый аннексировал церковную власть на Украине, что Константинополь никогда не признавал переход Украины под руку Московского Патриарха, это наша митрополия, как и тысячу лет назад и так далее.

И мы боялись – устоит ли Патриарх Варфоломей перед давлением Президента Ющенко, перед искушением так войти в церковную историю – в роли организатора нового церковного раскола. Потому что в эти дни православный мир балансировал на грани раскола, сопоставимого по масштабам с расколом 1054 года, когда пошло разделение на католиков и православных. Тогда разделились латиняне и греки, а сейчас была угроза разделения греков и славян. Но кажется, слава Богу, гроза миновала – не без грозы. Промыслительно наводнение на Западной Украине заставило президента Ющенко покинуть Киев и освободить от своей докучливой опеки Патриарха Варфоломея. А без такого рода давления, я полагаю, каноническая совесть возьмет верх у Вселенского Патриарха, и сейчас можно не столько страшиться, сколько просто радоваться.

– Уже почти двадцать лет прошло со времени последнего визита на Украину Святейшего Патриарха Алексия. Что, по-вашему, означает этот приезд Алексия Второго в Киев для украинского православия?

– В Киеве Патриарх не был, по-моему, с 1992 года. Или с 1991-го. Слава Богу, что это произошло. Мы видим на улицах Киева плакаты «Украина приветствует своего Патриарха» - их немного, но все-таки они есть. Вот это то, что не желает отмечать украинское официальное телевидение. Знаете, как делается ложь? Даже на уровне новостей – «На празднование 1020-летие Крещения Руси прибудут главы зарубежных Церквей, в том числе Патриарх Московский и всея Руси». Но простите, Патриарх тут не глава зарубежной Церкви. Он кириарх, он глава единой Церкви, в которую входят и украинские православные. И поэтому Патриарх здесь не в гостях, он здесь у себя дома.

Да и вообще, для любого русского человека, Киев – это настолько родное, это мать. И иногда за это на нас обижаются люди, которые говорят, что Россия колонизует, подчиняет Украину, они полагают, что сюда приложимы стереотипы отношений Британии и Индии, Франции и Алжира, но у русского человека совсем другие чувства по отношению к Украине и к нашему разделению. Это не ностальгия англичанина по потерянной Индии Киплинга. Или француза, переживающего утрату Алжира. Русский человек, когда слышит об отделении Украины, испытывает чувства ребенка, который узнает, что его родители развелись. Как, мама, я теперь без тебя буду жить?! Киев – мать городов русских! Как жить без матери? Вот это трудно понять русскому человеку. Поэтому, конечно, мы сюда приезжаем, как домой. И дело не в имперском мышлении, и не в том, что мы хотим подчинить Украину. Причина в этой потребности в общении, добром семейном общении.

Беседовал Сергей Канев.

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї