Апостольское
богословие: о небесной иерархии
Иерархия, по моему
мнению, есть священный чин, знание и
деятельность, по возможности уподобляющаяся
Божественной красоте и при озарении,
сообщаемом ей свыше, направляющаяся к
возможному богоподражанию...
Итак, цель иерархии
есть возможное уподобление Богу и
соединение с Ним. Имея Бога Наставником
во всяком священном ведении и деятельности
и постоянно взирая на Божественную Его
красоту, она, по возможности, отпечатлевает
в себе образ Его и своих причастников
творит Божественными подобиями, яснейшими
и чистейшими зерцалами, приемлющими в
себя лучи светоначального и богоначального
света так, что, исполняясь священным
сиянием, им сообщаемым, они сами, наконец,
сообразно с Божественным установлением,
обильно сообщают оное низшим себя. Ибо
тем, которые совершают священные тайны,
или тем, над которыми они свято совершаются,
совсем неприлично делать что-нибудь
противное священным установлениям
своего начальства; да они и не должны
так поступать, если хотят удостоиться
Божественного оного осияния, достойно
взирать на него и преобразоваться, по
мере приемлемости каждой из умных Сил.
Итак, кто говорит о
иерархии, тот указывает на некоторое
священное учреждение,— образ Божественной
красоты, учреждение, существующее между
чинами и знаниями иерархическими для
совершения таинств своего просвещения
и для возможного уподобления своему
началу. Ибо совершенство каждого из
принадлежащих к иерархии состоит в том,
чтобы стремиться, по возможности, к
богоподражанию, и, что всего важнее,
соделаться, как говорит Писание,
споспешниками Богу, и, по возможности,
обнаруживать в себе Божественную
деятельность; так как чин иерархии
требует, чтобы одни очищались, другие
очищали; одни просвещались, другие
просвещали; одни совершенствовались,
другие совершенствовали, каждый, сколько
ему возможно, подражая Богу.
Священномученик
Дионисий Ареопагит |