Скорбь о
разлучении с фессалоникийцами
Мы же, братия, быв
разлучены с вами на короткое время
лицем, а не сердцем, тем с б!ольшим
желанием старались увидеть лице ваше.
И потому мы, я Павел, и раз и два хотели
прийти к вам, но воспрепятствовал нам
сатана. Ибо кто наша надежда, или радость,
или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом
нашим Иисусом Христом в пришествие Его?
(1 Фес. 2, 17–19).
Идти раньше к римлянам
возбранен был апостол обязанностями
своего апостольства (см.: Рим. 15, 22). К
коринфянам не пошел в одно время по
соображению, что это было для них лучше
(см.: 2 Кор. 1, 15, 23). В Вифинию идти возбранил
ему Дух (см.: Деян. 16, 6). Здесь возбраняющим
указывается сатана. Имея чувства,
обученные в рассуждении добра же и зла,
апостол умел верно различать действующие
в событиях причины и силы: там Бог —
промыслительным устроением течения
дел; там Дух — внушениями; здесь темная
сила — кознями. Так, по апостолу, сатана
имеет влияние на течение дел, конечно
по попущению Божию, ибо все от Бога. Но
иное прямо Богом устрояется, иное только
Им попускается. И сатане попускает Бог
действовать по причине свободы, дарованной
людям. Люди свободно склоняются на
внушения сатаны и, становясь его орудием,
выполняют его планы. О сих действиях
сатаны и злых духов по всему Писанию
поминается. В настоящем случае велико
будто дело — прийти или не прийти в
Солунь; но как чрез это должно было
Царство Христово усилиться и, соответственно
тому, сократиться область тьмы, то сатана
и воздвиг препоны посещению апостолом
новообращенных верующих,— не лично
сам, но чрез исполнителей его воли,
послушных ему людей…
Святой Павел есть
апостол языков. Обращение всякого языка
есть исполнение им своего назначения.
В пришествие Господне окажется: и те, и
те, и те обращены святым Павлом. Таланты
с прибытком.— И будет изречено: вниди
в радость Господа твоего (ср.: Мф. 25,
21).— Вот почему и дорожит святой Павел
всяким обращением и блюдет обращенных!
Святитель
Феофан Затворник |