О временности
земного жития
Когда земной наш дом,
эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога
жилище на небесах, дом нерукотворенный,
вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая
облечься в небесное наше жилище, только
бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо
мы, находясь в этой хижине, воздыхаем
под бременем, потому что не хотим
совлечься, но облечься, чтобы смертное
поглощено было жизнью. На сие самое и
создал нас Бог и дал нам залог Духа
(2 Кор. 5, 1–5).
Смотри же, как земному
дому <апостол> противопоставил
небесный, а хижине — дом вечный. Увеличивая
восхваление будущей славы нашего тела,
присовокупил: нерукотворенный, не
для противопоставления этому телу, ибо
и оно нерукотворенно. Некоторые же под
рукотворенным домом разумеют жизнь,
проводимую нами на земле, а под хижиной
само тело, так что это место получает
такой смысл: если разрушится земная
жизнь нашего тела, которую можно назвать
и рукотворенной, как бы составленной
руками (ибо хлеб, вино и тому подобное,
из чего слагается наша жизнь, делаются
руками), мы будем иметь на небесах другую
жизнь, неразрушимую и нерукотворенную,
то есть не нуждающуюся в содействии
наших рук...
Поскольку могло
показаться тягостным сказанное:воздыхаем, желая освободиться от
тела, ибо привязанность души к телу
невыразима, то говорит: не о том воздыхаем,
чтобы просто освободиться от тела, но
о том, что желаем облечься в нетление.
Желаем не совлечься тела, но освободиться
от тления, чтобы истребилось и уничтожилось
в жизни тление, а не тело. Ибо тяготимся
не от того, что имеем тело, но от того,
что оно тленно...
Хочешь, говорит,
доказательства? Дам тебе и другое. Тот,
Кто дал нам Духа чрез крещение, дал нам
и залог нетления, ибо освятил и душу, и
тело и как ту, так и другое соделал
Божественными, освободив от греха, от
которого произошла смерть. Поэтому если
дал Духа, то явно, что освободил от греха.
Таким образом, залог будущего бессмертия
есть Дух.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |