Все могу в
укрепляющем меня Иисусе Христе
(Флп. 4, 13)
Говорю это не потому,
что нуждаюсь, ибо я научился быть
довольным тем, что у меня есть. Умею жить
и в скудости, умею жить и в изобилии;
научился всему и во всем, насыщаться и
терпеть голод, быть и в обилии и в
недостатке. Все могу в укрепляющем меня
Иисусе Христе. (Флп. 4, 11–13).
Но что же это за
добродетель — уметь жить в изобилии?
Подлинно, это великая добродетель.
Потому что не нужда, а изобилие многих
губит, так как возбуждает очень многие
и нелепые похотения. Как же Павел умел
изобиловать? Он тратил достаток на
других и не радовался при изобилии, но
был одинаков как в изобилии, так и в
нужде, не надмеваясь первым и не стесняясь
последней...
Израильтяне не умели
терпеть голод, ибо они роптали на
Бога и говорили: еда возможет Бог
уготовати трапезу? (ср.: Пс. 77, 19). Но не
умели и насыщаться: ибо ел Иаков, и
утучнел Израиль, и стал упрям, и оставил
он Бога (ср.: Втор. 32, 15). Но Павел и
христиане поступают не так. Этим он
показывает, что ни прежде, когда ему не
давали, он не скорбел, ни теперь, когда
ему дают, он не радовался по человеческому
расчету, но радовался за них, так как
они сами чрез это получили пользу...
Вы знаете, Филиппийцы,
что в начале благовествования, когда я
вышел из Македонии,
ни одна церковь
не оказала мне участия подаянием и
принятием, кроме вас одних (Флп. 4,
15).
Так как могло показаться,
что он упрекнул их выше, сказав: уже
вновь начали заботиться (Флп. 4, 10), то
теперь мудро оправдывается, говоря, что
то самое, чем я, казалось бы, укорил вас,
я не потому сделал, будто бы желал
получить от вас что-нибудь, но потому,
что вполне был уверен относительно вас
и вы сами тому были причиной, ибо вы
первые из всех начали заботиться о моих
нуждах... И вот великая похвала ваша в
том, что вы не только в начале
благовествования помогали мне, не только
когда я находился у вас, но и когда вышел
из Македонии, то есть из ваших пределов.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |