О делании во
имя Господне
24 октября
И всё, что вы делаете,
словом или делом, всё делайте во имя
Господа Иисуса Христа, благодаря через
Него Бога и Отца (Кол. 3, 17).
Все делаемое нами
апостол обнял двумя терминами: словом
и делом. Слова произносятся устами, дела
творятся прочими членами. С пробуждения
до заснутия то и другое в непрестанном
употреблении. Речь у нас течет без умолку
почти; и другие движения тела тоже не
прекращаются. Какая богатая Богу жертва,
если все это направить во славу Божию?!
Обращением слова во славу Божию изгоняется
не худоречие только, но и пусторечие и
оставляется одно — что служит к созиданию
братии или,— крайний предел,— не служит
на разорение их. К сему присовокупить
следует и молитвословие. Равно обращением
дел во славу Божию не худые только дела,
по похоти и раздражению делаемые,
устраняются: об этих и помина не должно
быть между христианами; но указывается
дух, в каком должны быть делаемы дела
должные, позволительные и полезные.
Этим изгоняется из круга деятельности
всякое самоугодие и служение миру и
злым обычаям его.
Творить все во имя
Господа — значит все обращать во славу
Его, стараться все делать так, чтоб оно
угодно было Ему, с сознанием воли Его
на то, и еще — всякое дело окружать
молитвою к Нему, с молитвою начинать,
молитвенно совершать и молитвою
оканчивать, в начале прося благословения,
в продолжении ища помощи, а в конце
вознося благодарение, яко Совершителю
в нас и чрез нас дела Своего…
Здесь заповедует апостол
все творить во имя Господа Иисуса
Христа, а в другом месте повелевает
все творить в славу Божию (1 Кор. 10,
31). Это одно и то же: ибо Господь Иисус
Христос есть Бог. Бог един есть... В
молитве обращайся ко Господу Иисусу
Христу, ибо Он — Спаситель наш,— но в
помышлении не разлучая Его с Отцом и
Духом. И дела все твори во имя Господа
Иисуса, ибо без Него не можешь делать
ничего (ср.: Ин. 15, 5); но не исключай при
сем из мысли Отца и Духа.
25 октября
О молитве с
благодарением
Будьте постоянны в
молитве, бодрствуя в ней с благодарением
(Кол. 4, 2)
Здесь разуметь надобно
общественную молитву, хотя то, что
говорится здесь, может быть применено
и к частной каждого молитве, равно как
и сказанное в прежнем месте о частной
молитве может быть применено к общей…
Будьте постоянны в
молитве — то же есть, что: молитесь
много и долго. Короткая молитва не дает
места упражнению и проявлению терпения.
Долгая же рождает утомление и по причине
утомления желание, чтоб она поскорее
кончилась, или желание выйти из собрания
церковного. Апостол пишет: терпи до
конца и не поблажай разленению.
<Когда> апостол
пишет: бодрствуя,— держите и дух
бодрым, и тело не дремлющим, и тело, и
дух да пребывают в постоянном напряжении
во все время молитвы. Распусти члены
тела, распусти мысли — молитвы уже нет,
будешь стоять как столп и кивать головою,
как кукла. Бодренность указывает на
живодвижность молитвы — сильное и
теплое устремление ума и сердца к Богу.
Очень недивно, что этим словом указывает
апостол на всенощные бдения, которые в
Церкви начались с апостольских времен;
чему пример показал сам святой Павел,
всю ночь проведший с верными в поучении
и молитве в Троаде.
С благодарением...
<греческое e#ucarist!ia>
означает удовольствие и приятность,—
означает и благодарение. Первоначальное
значение его есть первое. Потому можно
полагать, что апостол в настоящем месте
его имел во внимании. И по ходу речи оно
очень пригодно здесь... Благодарение
должно украшать всякую молитву. Без
него и приступать не следует к Господу:
ибо нечувствительность к благодеяниям
полученным преграждает путь к получению
новых, сокращая благодеющую десницу
Господню. Почему в составе наших молитв
неотложно занимает свое место и
благодарение.
Святитель
Феофан Затворник |