Богатство
славы благовестия для язычников
(ср.: Кол. 1, 27)
18 октября
Ныне радуюсь в
страданиях моих за вас и восполняю
недостаток в плоти моей скорбей Христовых
за Тело Его, которое есть Церковь, которой
сделался я служителем по домостроительству
Божию, вверенному мне для вас, чтобы
исполнить слово Божие, тайну, сокрытую
от веков и родов, ныне же открытую святым
Его, Которым благоволил Бог показать,
какое богатство славы в тайне сей для
язычников, которая есть Христос в вас
(Кол. 1, 24–27).
Надобно стать на точку
зрения, с какой тогда смотрели на
язычников иудеи,— от каковой не отступал
и святой Павел,— и потом представить,
каковыми становились они, делаясь
христианами,— чтоб приблизиться к мысли
апостола. Это делает святой Златоуст:
«И в других является великая слава
тайны сей (то есть спасения в Господе
Иисусе Христе); но в них (язычниках)
гораздо более. Ибо людей более
бесчувственных, чем камни, вдруг возвести
к достоинству Ангелов, единственно
посредством безыскусственных слов и
одной веры, без всякого труда,— это
действительно слава и богатство тайны,
подобно тому, как если бы кто-нибудь
пса, издыхающего от голода и паршей,
гнусного и отвратительного, уже не
могущего двигаться и заброшенного,
вдруг сделал человеком и показал на
царском престоле. Смотри: они поклонялись
камням и земле, были пленниками и узниками
диавола — и вдруг наступили на главу
его, господствовали над ним и бичевали
его... Как бы черпая из некоей глубины,
им надлежало познать, что Господь всего
— Той есть Бог, что Ему одному должно
служить, что дивное устройство жизни
есть благо, что настоящая смерть не есть
смерть, а настоящая жизнь — не жизнь,
что тело восстанет, сделается бессмертным
— и человек водворится с Ангелами...
Действительно хорошо сказал: какое
богатство тайны сей? Дело подобно
тому, как если бы кто-нибудь глупого
вдруг сделал философом. А лучше сказать:
что ни говори, не объяснишь как должно
мысли Апостола».
19 октября
Преуспевать
в вере с благодарением (ср.: Кол.
2, 7)
Посему, как вы приняли
Христа Иисуса Господа, так и ход!ите в
Нем, будучи укоренены и утверждены в
Нем и укреплены в вере, как вы научены,
преуспевая в ней с благодарением
(Кол. 2, 6–7).
Древо глубоко пускает
корни в землю и стоит твердо, не
передвигаясь, теми же корнями извлекая
себе из земли и питательные соки. Как,
говорит, дерево корнями углубляется в
землю, так и вы всеми корнями жизни вашей
пребывайте углубленными в Господа
Иисуса... Не исторгайтесь из Него корнями
сими, чтоб пересадиться на другое что.
Дерево пересадишь, оно и на другом месте
утвердится корнями и будет жить как
следует. А если вы, исторгшись из Христа
Господа, на чем-либо или на ком-либо
другом укоренитесь, то жить уже, как
следует, не можете, будете казаться
живущими, но не будете действительно
живыми, ибо источник духовно-благодатной
жизни один Христос Господь... Но главное,
что хочет внушить апостол, есть
неподвижность в вере и убеждениях.
Другое сравнение со
зданием, но не с оконченным уже, а еще
строящимся. Духовно-благодатная жизнь
в Господе не есть недвижимость; она в
непрестанном движении, все вперед и все
выше и выше, так что, коль скоро остановится
такое движение, останавливается и самая
жизнь. Но это движение не есть передвижение
или изменение, а рост в себе самой. И
рост сей тоже действуется во Христе
Иисусе. Святому Павлу можно бы сказать:
укоренены и растуще в Нем; но пришло на
мысль другое... он и сказал: наздаваясь
<утверждаясь>,— не возмущая мыслей,
а более их обогащая, два восставляя пред
очами ума сравнения и предоставляя
самим читающим дополнить, что в каждом
из них недостает для полноты мысли: там
роста, здесь основания: наздание для
первого сравнения дает мысль о возрастании,
а укоренение для второго — об основании;
ибо что корень для растения, то основание
для здания, и что построевание для
здания, то возрастание для дерева.
Святитель
Феофан Затворник |