…Не подумал бы кто,
что, стало быть, это Послание не так
значительно. Напротив, оно все,— с начала
до конца, полно жизни и силы неземных.
Уста апостола говорили от избытка
сердца; а всем известно, чем полно было
апостольское сердце. На самые простые
предметы он смотрит оком веры, как бы
при свете лица Божия. Коль же скоро
касается догмата, то речь его становится
не менее возвышенною, как и в Послании
к Ефесеям... Когда касается он последних
надежд наших, говорит: желаю разрешиться
и со Христом быть (ср.: Флп. 1, 23); стремлюсь
к почести вышнего звания о Христе Иисусе
(ср.: Флп. 3, 14); Он преобразит тело
смирения нашего, чтоб было оно сообразно
с славным телом Его Самого (ср.: Флп.
3, 21). Когда предлагает образцы для жизни,
говорит: в вас должны быть те же
чувствования, какие и во Христе Иисусе
(Флп. 2, 5); или: подражайте мне (ср.:
Флп. 3, 17); о себе же говорит: не достиг,
гоню же и стремлюсь (ср.: Флп. 3, 12).
К
чему же? Чтобы познать Господа, и силу
воскресения Его, и участие в страданиях
Его, сообразуясь смерти Его (ср.: Флп.
3, 10)... И вообще, если собрать изречения
святого апостола в сем Послании воедино,
то получим сжатое, но возвышенное и
сильное изображение христианства в
вере и жизни.— Пишется же это не тоном
рассуждения,
а так, как, например,
следующая речь: если есть какое утешение
во Христе, если есть какая отрада любви,
если есть какое общение духа, если есть
какое милосердие и сострадательность,
то исполните мою радость: имейте одни
мысли, имейте ту же любовь, будьте
единодушны и единомысленны (ср.: Флп.
2, 1–2)...
Так, если смотреть на
внешнюю форму сего Послания, то ни одно
Послание святого Павла так не близко к
форме обычного письма, как это; если
взять во внимание тон и дух его, то ни в
одном своем Послании не выразил апостол
столько сердечности и интимности, как
в этом; если остановиться на содержании,
то оно при всей простоте Божественно,
возвышенно и всеобъемлюще.
Святитель
Феофан Затворник |