О Послании к
Филиппийцам
Уже к концу его <апостола
Павла> уз в Рим успели они <филиппийцы>
послать к нему Епафродита с пособием,
которое принял он как благовонное
курение и жертву, благоугодную Богу
(ср.: Флп. 4, 18). Этот присыл крайне обрадовал
апостола не потому, чтобы он нуждался,
а потому, что это представляло
удостоверение, что филиппийцы все те
же простосердечные и искренно верующие
христиане. Но эта радость скоро омрачена
была печалью. Епафродит заболел, и так
тяжко, что был близ смерти: о чем слышали
и филиппийцы. Наконец Бог помиловал
его; и не его только, замечает апостол,
но и меня, чтобы не прибавилась мне
печаль к печали (ср.: Флп. 2, 27). Когда
оздоровевший настолько оправился, что
мог сносить трудности пути, апостол
спешил отправить его к своим.— И по
этому случаю писал к ним.
По этому поводу можно
ожидать только, что Послание будет
содержать изъявление благодарности к
филиппийцам, как к пособникам,— любви,
как к детям любящим,— похвалы, как верным
вере искренно и нелицемерно. Содержание
Послания точно таково преимущественно
и есть. Но как писал апостол, то не мог
он не вложить в то же время в свое писание
и того, что касалось веры и доброй
нравственности, если не для того, чтобы
научить чему новому, то чтоб утвердить
в преподанном уже; если не для того,
чтобы изгнать заблуждение вкравшееся,
то для того, чтобы предотвратить от
могшего вкрасться; если не для того,
чтобы исправить неисправности в жизни,
то для того, чтобы очертить совершеннейший
образ жизни, в возбуждение ревности и
указание цели, могущей всегда удерживать
силы их в неослабном напряжении. Все
подобное и вложено апостолом в Послание...
святой Павел писал, как внушало сердце,
имея одно в мысли, чтоб, с одной стороны,
засвидетельствовать филиппийцам свою
благодарность и любовь, с другой —
не
лишить их своего апостольского назидания
в вере и жизни по вере...
Святитель
Феофан Затворник |