Апостольское
богословие
Не о себе только каждый
заботься, но каждый и о других. Ибо в вас
должны быть те же чувствования, какие
и во Христе Иисусе: Он, будучи образом
Божиим, не почитал хищением быть равным
Богу; но уничижил Себя Самого, приняв
образ раба, сделавшись подобным человекам
и по виду став как человек (Флп. 2, 4–7).
Когда я забочусь о том,
что для тебя полезно, а ты о том, что для
меня, тогда не будет места ни тщеславию,
ни распрям, ни чему-либо вообще дурному,
но будет жизнь ангельская и Божественная...
Исчисли, сколько здесь
низлагается еретиков. Маркион Понтийский
говорил, что мир и плоть — зло и что
поэтому Бог не принимал плоти. Маркелл
Галатийский, Фотин и Софроний говорили,
что Слово Божие — сила, а не Ипостасное
Существо, что эта сила обитала в Том,
Кто произошел от семени Давидова. А
Павел Самосатский говорил, что Отец,
Сын и Святой Дух — простые имена,
приписанные одному лицу. Арий говорил,
что Сын есть творение. Аполлинарий
Лаодикийский говорил, что Он не принимал
разумной души. Итак, посмотри, как все
эти еретики падают от одного почти
удара: будучи образом Божиим. Как
же вы, маркеллиане, говорите, что Слово
есть сила, а не сущность? Образом Божиим
называется сущность Божия точно так
же, как образом раба называется природа
раба. Как же и ты, Самосатский, говоришь,
что Он начал свое бытие от Марии? Ибо Он
предсуществовал во образе и сущности
Божественной. Но посмотри, как падает
и Савеллий. Не почитал хищением, говорит
апостол, быть равным Богу.— Равный
— не говорится об одном лице; если равен,
то кому-нибудь равен. Таким образом,
ясно, что речь идет о двух лицах. И Арий
опровергается многими способами: образом
Божиим, то есть сущностью. И не сказал:
бывший, но: будучи — что подобно
изречению: Я есмь Сущий (Исх. 3, 14). И:
не почитал хищением быть равным Богу.
Видишь ли равенство? После этого как же
ты говоришь, что Отец больше, а Сын
меньше?..
Блаженный
Феофилакт Болгарский |