Апостольское
богословие
...Но посмотри на
безрассудное упорство еретиков. «Сын,
говорят, будучи малым Богом, не почитал
хищением быть равным великому Богу».
Но во-первых, какое Писание учит нас,
что есть малый и великий Бог? Так учат
эллины. А что и Сын великий Бог, послушай,
что говорит Павел: ожидая, говорит,
явления славы великого Бога и Спасителя
нашего Иисуса Христа (ср.: Тит. 2, 13).
Затем, если Он мал, каким образом Он не
почитал хищением Себе быть великим?..
Далее, посмотри, что
говорит Павел: не почитал хищением.
Когда кто-нибудь похитит что-нибудь,
боится отложить это, дабы не потерять
не принадлежащее ему. А когда имеет
что-нибудь от природы, легко пренебрегает
этим, зная, что он не может сего лишиться,
и если, казалось бы, отказывается от
этого, то опять оное воспримет. Таким
образом, апостол говорит, что Сын Божий
не убоялся унизить Своего собственного
достоинства, потому что Он имел его, то
есть равенство с Богом Отцом, не чрез
хищение, но признавал это достоинство
принадлежащим Своей природе. Поэтому
Он и избрал уничижение, так как и в
уничижении сохраняет Свое величие...
Говоря: образ раба,
этим самым апостол пристыжает Аполлинария;
потому что принимающий образ... или,
иначе, природу раба имеет и душу вполне
разумную... Основываясь на этом, маркиониты
говорят, что Сын Божий воплотился
призрачно; потому что, говорят они,
видишь ли, как Павел говорит, что Он
принял подобие человека и облекся в
человеческий образ, а не по существу
сделался человеком? Но что же это значит?
Это значит, что Господь не все имел наше,
но чего-то и не имел, именно: не родился
по естественному порядку и не грешил.
Но Он не был только тем, чем казался, но
и Богом: не был Он обычным человеком.
Поэтому апостол и говорит: подобным
человекам, потому что мы душа и тело,
а Он душа и тело и Бог. На этом основании,
когда апостол говорит: в подобии плоти
греховной (Рим. 8, 3), то не то говорит,
что Он
не имел плоти, но что плоть эта
не грешила, а была подобна греховной
плоти по природе,
а не по злу...
Блаженный
Феофилакт Болгарский |