...Так как апостол сказал,
что уничижил Себя Самого, то, чтобы
ты не счел это дело изменением и
превращением, он говорит: оставаясь
Тем, Чем был. Он принял то, чем не был;
природа Его не изменилась, но Он явился
во внешнем виде, то есть во плоти, потому
что плоти свойственно иметь вид. Ибо
когда он сказал: приняв образ раба,
то после этого осмелился сказать и это,
как бы этим заграждая уста кому. Прекрасно
он сказал: как человек, так как Он не был
один из многих, но — как один из многих.
Потому что Бог Слово не превратился в
человека, но явился, как человек, и,
будучи невидимым, явился, имея вид…
Смирил Себя, быв
послушным даже до смерти, и смерти
крестной. Посему и Бог превознес Его и
дал Ему имя выше всякого имени, дабы
пред именем Иисуса преклонилось всякое
колено небесных, земных и преисподних,
и всякий язык исповедал, что Господь
Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп.
2, 8–11).
Снова говорит: смирил
Себя, дабы не подумали, что Он снизошел
не добровольно. Но ариане говорят: «Вот,
о Нем сказано: послушен». Так что же,
неразумные? Мы и друзьям своим повинуемся,
и это нисколько не уменьшает нашего
достоинства. Как Сын, Он добровольно
повиновался Отцу, показывая и этим Свое
сродство с Ним; потому что долг истинного
Сына — почитать Отца. Обрати внимание
на усиление выражения: не только сделался
рабом, но принял смерть, и еще более
того,— позорную, то есть крестную,
смерть, проклятую, назначенную
беззаконникам...
Когда Павел упомянул
о плоти, то смело говорит о всем Его
унижении, так как плоти это свойственно.
Таким образом, и эти слова разумей о
плоти, не разделяя единого
Христа.
Какое же имя даровано человеческой
природе единого Христа? Имя это — Сын,
имя это — Бог; потому что Сей Человек
есть Сын Божий, как и Архангел сказал:
и рождаемое Святое наречется Сыном
Божиим (Лк. 1, 35).
Блаженный
Феофилакт Болгарский |