Слово о кресте
для погибающих — юродство (ср.: 1
Кор. 1, 18)
Ибо и Иудеи требуют
чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы
проповедуем Христа распятого, для Иудеев
соблазн, а для Еллинов безумие, для самих
же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа,
Божию силу и Божию премудрость; потому
что немудрое Божие премудрее человеков,
и немощное Божие сильнее человеков
(1 Кор. 1, 22–25).
Павел хочет показать,
как Бог противоположными средствами
производил противоположные действия,
и говорит: когда я скажу иудею: верь, он
тотчас потребует, для подтверждения
проповеди, знамений, но мы проповедуем
Христа распятого; а это не только не
показывает знамений, напротив, кажется
слабостью, и, однако, это самое,
представляющееся немощным и противоположным
тому, чего требует иудей, приводит его
к вере, что и показывает великую силу
Божию. Опять: эллины ищут в нас мудрости;
но мы им проповедуем Крест, что есть
проповедовать Бога распятого; казалось
бы, безумно, однако и они этим убеждаются.
Итак, не есть ли это доказательство
величайшей силы, когда они убеждаются
противоположным тому, чего сами требуют?..
Для иудеев, говорит,
Распятый служит соблазном; ибо они
претыкаются о Нем, говоря: «Как может
быть Богом Тот, Кто ел и пил и с мытарями,
и с грешниками и распят с разбойниками?».—
А эллины издеваются над этим таинством,
как над безумием, когда слышат, что
только одной верой, а не умозаключениями,
к которым они так привязаны, можно понять
то, что Бог был распят и что проповедь
о Кресте не украшена красноречием...
Призванным же иудеям и эллинам, то
есть призванным от Бога, как достойным,
Христос являет в Себе и то и другое, чего
они ищут…
Крест называет безумием,
потому что так о нем думали; между тем
он мудрее человеков. Ибо философы
занимались пустыми и бесполезными
предметами, а Крест спас мир.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |