Слово о кресте
для погибающих — юродство (ср.: 1
Кор. 1, 18)
Ибо слово о кресте
для погибающих юродство есть, а для нас,
спасаемых,— сила Божия. Ибо написано:
погублю мудрость мудрецов, и разум
разумных отвергну. Где мудрец? где
книжник? где совопросник века сего? Не
обратил ли Бог мудрость мира сего в
безумие? Ибо когда мир своею мудростью
не познал Бога в премудрости Божией, то
благоугодно было Богу юродством проповеди
спасти верующих (1 Кор. 1, 18–21).
Были в Коринфе неверные,
которые подвергали Крест осмеянию и
говорили: «Подлинно, глупо проповедовать
Бога распятого, ибо если бы Он был Бог,
то не позволил бы распять Себя; а поскольку
Он не мог избежать смерти, то как мог
восстать из мертвых?».— Верные, кажется,
противостояли им своею мудростью,
негодуя, что те злословили Крест. Поэтому
и говорит: не почитайте этого странным;
ибо данное Богом для спасения кажется
безумием для погибающих. Словом о
кресте называет проповедь о Кресте,
или Христе распятом.
Для нас, говорит, не
погибших, но спасаемых, оно <слово о
кресте> есть сила Божия. Но Крест
показывает и премудрость. Силу он
показывает в том, что смертью разрушил
смерть, ибо если побеждает падший, то
это знак величайшей силы; а премудрость
— в том, что таким именно образом спас
погибавших...
Сказав, что неверные
мудрецы погибают, подтверждает это
Писанием: ибо оно говорит: мудрость
мудрецов его погибнет (Ис. 29, 14),
разумеется, внешних, то есть в премудрости
мира сего нет разума (это уже не
премудрость), и отвергнуто разумение
тех, которые почитают себя разумными и
знатоками...
Приведши свидетельство
из Писания, доказывает потом мысль свою
от дел и обличает как эллинов — словами:
где мудрец, то есть философ, так и
иудеев — словами: где книжник. А
совопросниками назвал тех, которые
все основывают на умозаключениях и
исследованиях. Никто из них не спас нас;
но вывели нас из заблуждения рыбари.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |