Правила
христианской жизни: назидательность в
слове
Никакое гнилое слово
да не исходит из уст ваших, а только
доброе для назидания в вере, дабы оно
доставляло благодать слушающим (Еф.
4, 29).
Гнилым надо счесть
всякое пустое, праздное, шутливое и
смехотворное лишь слово, остроты,
каламбуры,— пересыпание из пустого в
порожнее. Но иное тело, когда гниет, не
только ни к чему не гоже бывает, но
распространяет зловоние и заразу.
Зловонные слова суть злоречия, пересуды,
клеветы, срамословие, лесть, коварные
козни и всякие кривотолки. Слова как
зараза суть те, которыми подрывается
вера и колеблется добрый нрав, посевается
раздор, подозрения, смятения народные.
Всех этих родов слова запрещает Апостол…
Кому заповедано со
страхом и трепетом свое спасение
содевать, тем все туда и направлять
должно,— тем паче язык, подвижнейший и
неудержимейший из органов. Есть у нас
присловие: «Что у кого болит, тот о том
и говорит». Кто вседушно болеет об одном,
как бы душу спасти, у того не повернется
язык говорить о чем-либо стороннем.
Скажешь: «Вот все об этом да об этом?».—
Но общество христиан предполагается,
и должно быть, все состоящим из лиц,
исполненных одинаковой болезненной
заботы о спасении. Тут странно не то,
что все ведут речь о спасении, а то, если
кто заведет речь о чем-либо другом, кроме
этого.
Слова: дабы оно
доставляло благодать слушающим —
прямо дают ту мысль,— чтоб слово
благотворное оказало действие на
слушающих, чтоб оно было как дождь для
жаждущей земли или елей, целебный для
раны. Как благодать, входя в душу, все
там устрояет, созидает и оживляет, так
чтоб и слово твое благотворно было для
всех и всегда. Оно так всегда бывает,
что благой из благого сокровища сердца
своего износит благое, а злой — злое
(см.: Мф. 12, 35). Но благоразумную сдержанность
ничто не мешает всякому всегда соблюдать,
и, если не умеешь созидать, чтоб дать
благодать, лучше молчи, как говорит
Златоуст.
Святитель
Феофан Затворник |