Не поступайте
по суетности ума (ср.: Еф. 4, 17)
Посему я говорю и
заклинаю Господом, чтобы вы более не
поступали, как поступают прочие народы,
по суетности ума своего, будучи помрачены
в разуме, отчуждены от жизни Божией, по
причине их невежества и ожесточения
сердца их (Еф. 4, 17–18).
Ум — высшая сторона
человеческого естества, где сознание
и произволение, или свобода и
самодеятельность. Это слово обнимает
весь строй нравственно-религиозной
жизни, то, где человек действует своим
сознанием и свободою, установившийся
образ мыслей, правила жизни, надежды,
цели, начинания, средства и приемы,—
все круговращение жизни, за которое не
заходит человек ни мыслию, ни желанием.
Глядя на язычников с этой стороны,
апостол находит, что в них качествует
суета ума. Ум, по первоначальному своему
назначению, должен бы, возгревая страх
Божий, заставлять человека быть верным
совести в надежде блаженной будущности.
Но по падении, сила которого во всей
полноте раскрылась среди язычников, ум
не выполнял такого назначения…
Жизнь мысленной силы
— свет ведения. Когда осуетился ум,
света сего не стало —
и смысл помрачился.
Выпали из него здравые понятия о себе,
о цели своей последней,
о том, зачем
настоящая жизнь, что ожидает его в
будущем: все это забыто, забыт и Сам Бог
и свои к Нему отношения. На место этого
внедрились убеждения… что жизнь
настоящая — все, что средства ее у тебя
под руками и что сам ты со своим разумом
и силами — творец своей участи и хранитель
ее; и больше ничего тебе не нужно, за
себя стой, себя береги, себя питай — и
довольно…
Когда свет истины
освещает мысленную область человека,
тогда при свете сем бывает ясен и путь
истинной жизни… Когда же смысл омрачится,
путь жизни истинной закрывается и
энергия идти по нему падает. Омраченные
смыслом естественно и жизнию истинною
не живут, отчуждаются от нее, оставляют
ее.
Святитель
Феофан Затворник |