О Церкви
Христовой
Итак вы уже не чужие
и не пришельцы, но сограждане святым и
свои Богу, быв утверждены на основании
Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса
Христа краеугольным камнем, на котором
все здание, слагаясь стройно, возрастает
в святый храм в Господе, на котором и вы
устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф.
2, 19–22).
Начав убеждать эфесян,
чтоб помнили великость Божия им
благодеяния, святой апостол сказал
вообще: были вы далеко, а теперь стали
близко (см.: Еф. 2, 11–13); потом, объяснив,
каким образом стали близко (см.: Еф. 2,
14–18), делает теперь вывод: видите, как
близко вы стали!
Сограждане святым
— члены одного благодатного Царства,
кои все святы,— потому и члены, что
святы. Тут разумеются не только те, кои
по Христе; но и те, кои до Христа: ибо те
и другие во Христе. Царство Божие есть
Царство всех веков. Как прежде святые
были святы верою во Христа грядущего,
так и новые святы такою же верою во
Христа пришедшего. Вера сия единила их
и со Христом, и между собою. Верующие
одного имеют владыку, и, где бы ни жили,—
все суть сограждане…
Свои Богу. Это еще
ближе. Сограждане суть одного духа и
одной любви к отечеству, но не одного
отца дети; в семействе же все свойственники,
родные. Так и верующие все имеют одного
Отца Бога… К какому бы племени ни
принадлежал кто, благодать всех делает
своими Богу. Так по вере в Господа, Коего
приемлющие получают область чадами
Божиими быти, не причисляются только к
чадам, но существенно бывают чадами,
яко от Бога рожденные.
Церковь — храм веры.
Веру основали и утвердили на земле
апостолы, опираясь на пророков. Апостолы
ближе к нам и осязательно видели истину;
пророки — дальше и истину видели вдали,
в образах, хорошо представлявших истину,
но и закрывавших ее собою, оставляя
место гаданиям и для самих даже пророков,
как и когда все указуемое сбудется.
Почему апостолы и поставлены напереди.
Святитель
Феофан Затворник |