Глава Церкви
— Христос
И все покорил под ноги
Его, и поставил Его выше всего, главою
Церкви, которая есть Тело Его, полнота
Наполняющего все во всем (Еф. 1, 22–23).
Мог бы подумать иной:
«Пусть человек в лице Господа стал выше
всего; нам же что от того?».— То, что Бог,
возвысив так естество наше в лице
Спасителя, не оторвал Его от нас, но дал
главою Церкви, которая есть Тело Его.
Если достоинство главы отражается на
теле, то возвышение главы есть возвышение
и тела, то есть и нас всех, верующих,
составляющих тело Церкви…
Святой Златоуст говорит:
«Чтобы ты, услышав слово: главу, не принял
его в значении только власти, но в смысле
собственном,— не счел Его только
начальником, но видел в Нем действительную
главу, апостол прибавляет: полнота
Наполняющего все во всем. Апостол
считает как бы недостаточным название
главы для того, чтобы показать родство
и близость Церкви ко Христу».— Показать
родство и близость… то есть показать,
что в Церкви и христианах все Христово.
Она полна Христом; Он ее наполняет всю,
во всем составе и во всех членах по
частям...
Особый оттенок получает
эта мысль, если исполнение поймешь как
восполнение или пополнение. В таком
случае слова апостола будут внушать,
что Церковь дополняет Христа. Как это?—
Вот решение на это святого Златоуста:
«Но что значат его последние слова?—
Они значат, Церковь есть исполнение
Христа, точно так же как голову дополняет
тело и тело дополняется головою. Видишь,
апостол не пренебрегает никаким
сравнением, пользуется всяким оборотом
речи, чтобы представить Божию славу.
Исполнение <полнота>, говорит,
то есть как глава пополняется телом,
ибо тело составляется из всех членов и
каждый член необходим. Видишь, апостол
представляет, что для Христа, как главы,
нужны все вообще члены… Тело Его вполне
составляется из всех членов. И значит:
тогда только исполняется глава, когда
устроится совершенное тело».
Святитель
Феофан Затворник |