Из истории
апостольской Церкви: Рим
Как объяснить тот факт,
что апостол Павел, никогда не бывавший
в Риме, посылает привет стольким членам
Римской Церкви (см.: Рим. 16)? Не исключена,
конечно, возможность, что он знал о них
понаслышке, например от Акилы и Прискиллы.
Но кое-кого он, во всяком случае, знал
лично (см.: Рим. 16, 5, 7, 13 и другие). А если
он знал некоторых, то почему не допустить,
что он знал и остальных? Дело в том, что
столица государства всегда обладает
притягательной силой для граждан. Вполне
возможно, что Римская Церковь была
основана людьми, обращенными в христианство
вне Рима, попавшими в Рим каждый по своей
собственной надобности и уже в Риме
соединившимися в христианскую общину.
В таком случае, вполне допустимо, что
Павел лично встречал тех людей, которых
он приветствует в Послании к Римлянам,
встречал в разное время и в разных частях
Римской империи. Многие из этих людей,
может быть... примкнули в Риме к уже
существовавшей Церкви. Но как они пришли
в Рим независимо друг от друга, так
независимо друг от друга могли прийти
в Рим и те христиане, которые впервые
принесли в столицу империи благую весть…
Отдельные замечания
Послания к Римлянам позволяют судить
и о духовном уровне римских христиан.
Он был очень высок... Апостол Павел пишет
о благодатных дарах, в которых мы узнаем
дары Святого Духа и которые положили
начала многоразличным служениям в
Церкви. Есть все основания предполагать,
что он рисует не идеальный образ, а
считается с фактическим положением
Римской Церкви. Те неизбежные трудности,
которые бывают везде и всегда и которые
для Римской Церкви мы оценили как первые
признаки гностической опасности, не
вносят существенных изменений в эту
характеристику.
Епископ Кассиан
(Безобразов) |