Из истории
апостольской Церкви: Иерусалим
В ряду христианских
Церквей апостольского века Иерусалимской
Церкви принадлежало первое место...
Вселенский центр — и здесь был парадокс
Иерусалимской Церкви — отличался резко
выраженным национальным характером...
Иерусалимская Церковь
была и осталась Церковью иудеохристианскою.
Связь с храмом и послушание закону,
неизбежное в первые годы, когда
Иерусалимская Церковь представляла
собой весь христианский мир, продолжались
и дальше. По свидетельству апостола
Павла (см.: Гал. 2), служение старших
апостолов было ограничено на Иерусалимском
Соборе пределами обрезанных, и когда
апостол Павел возвратился из своего
третьего путешествия, Иаков и пресвитеры
делились с ним своею радостью: видишь,
брат, сколько тысяч уверовавших среди
иудеев, и все они — ревнители закона
(ср.: Деян. 21, 20). В Иерусалиме и сам Павел
счел для себя неизбежным пойти навстречу
пожеланию, выраженному Иаковом и
пресвитерами, и принял участие в
<назорейском> обете четырех
иудеохристиан.
Но иудеохристианство
не представляло собою чего-то единого.
В лице Иакова, брата Господня, и его
ближайших сотрудников иудеохристианство
сочетало верность закону Моисееву с
сознанием единства христианского
мира... Но наряду с этим церковным
иудеохристианством было иудеохристианство,
которое можно условно назвать внецерковным.
Его представляли те иудеохристиане,
которых апостол Павел в Послании к
Галатам (см.: Гал. 2, 4; ср.: 2 Кор. 11, 26)
называет лжебратиями… По свидетельству
Деяний (см.: Деян. 15, 5), эти иудеохристиане
принадлежали к фарисейскому толку. К
этому же фарисейскому толку должны были
принадлежать и те агитаторы, которые
нарушили мир в Церквах Галатийских и в
Коринфе. И они, по всей вероятности,
формально не порывали с Церковью. По
существу, они поступали вопреки соборному
определению.
Епископ Кассиан
(Безобразов) |