В Нем мы и
сделались наследниками (Еф. 1, 11)
Мы имеем искупление
Кровию Его, прощение грехов, по богатству
благодати Его, каковую Он в преизбытке
даровал нам во всякой премудрости и
разумении, открыв нам тайну Своей воли
по Своему благоволению, которое Он
прежде положил в Нем, в устроении полноты
времен, дабы все небесное и земное
соединить под главою Христом. В Нем мы
и сделались наследниками, быв предназначены
к тому по определению Совершающего все
по изволению воли Своей, дабы послужить
к похвале славы Его нам, которые ранее
уповали на Христа (Еф. 1, 7–12).
Сказав выше: избрал
(Еф. 1, 4), теперь снова говорит: мы
сделались наследниками — во Христе,
то есть чрез Христа. Но так как наследство
есть дело случая, а не добродетели и
выбора, то он исправляет это самое,
говоря: быв предназначены к тому по
определению Божию. Ибо Он не предопределил
бы, если бы признавал недостойными. Но
все совершающий Бог прежде нашего
появления на свет уже видел нас и избрал
и отделил нас для Себя; так что, совершив
Сам наше избрание и отделение, Он не
ошибся. Избрание же для наследия есть
дело благости, так как дается без труда,
по Божественной благодати, хотя и на
достойных простирается. По изволению
воли Своей — говорит, дабы показать,
что не потому, что евреи не уверовали,
случайно призваны язычники, но от
вечности то было предопределено, и этот
Совет Божий и воля Его были искони. Ибо
хотя и сказал Христос: на путь к
язычникам не ходите (Мф. 10, 5); и: Я
послан только к погибшим овцам дома
Израилева (Мф. 15, 24), но это сказано для
увещания иудеев и привлечения их, как
детей, склонных к обольщению, так как
по истине призвание язычников было
предопределено от века...
Чтобы, говорит, быть
нам славой Его,— нам, возымевшим надежду
на Христа, то есть уверовавшим во Христа
и, прежде наступления будущего века,
надеющимся на будущие для нас блага.
Ибо слава и похвала благости Божией в
том, чтобы спасти столь отчужденных.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |