Доколе есть
время, будем делать добро всем,
а наипаче
своим по вере (Гал. 6, 10)
Каждый да испытывает
свое дело, и тогда будет иметь похвалу
только в себе, а не в другом, ибо каждый
понесет свое бремя... Не обманывайтесь:
Бог поругаем не бывает. Что посеет
человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою
от плоти пожнет тление, а сеющий в дух
от духа пожнет жизнь вечную... Итак,
доколе есть время, будем делать добро
всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6,
4–5, 7–8, 10).
Зачем хвалишься пред
ближним? И ты, и он понесете каждый свое
бремя, и тогда будет оценено дело каждого.
Посему, когда ты имеешь бремя, и труды,
не хвались добрым делом ни пред другими,
ни пред самим собой...
Так как часто некоторые
обвиняли учителей в дурной жизни,
презирали их и не питали их в бедности,
то он, хотя это и после говорит: делая
добро, да не унываем (Гал. 6, 9), но и
теперь показывает, что и к таким учителям
должно быть щедрыми, так как эта трата
происходит на дело духовное. Итак,
сравнивая издержки на дела плотские с
тратой на духовное, он говорит: если ты
будешь тратиться на плоть, приготовляя
обеды и разные приправы, сея пьянство,
роскошь и обжорство, то по-жнешь тление.
Ибо и само это гибнет, и тело с собой
губит. А если будешь сеять духовно, то
есть духовные дела, обнаруживая ко всем
сострадание и храня воздержание, то
пожнешь жизнь вечную. Ибо Бог осмеян и
обманут не бывает, но воздаст тогда
каждому свое. Итак, лучше тратить на
дела духовные, к которым относятся и
издержки на учителей, чем на плотские
наслаждения, которые тленны и растлевают
тело…
Как не всегда удобно
сеять, так точно и оказывать дела
милосердия, что показывают и девы, и
Лазарь. Поэтому, пока имеем время в этой
жизни, не только учителям, но и эллинам,
и иудеям будем оказывать добро, то есть
благодеяние и милосердие. Конечно, не
в одинаковой мере нужно оказывать
пособие сим последним и единоверцам,
но большую щедрость нужно оказывать
верующим.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |