Мы дети не
рабы, но свободной (Гал. 4, 31)
10 сентября
Мы, братия, дети
обетования по Исааку. Но, как тогда
рожденный по плоти гнал рожденного по
духу, так и ныне. Что же говорит Писание?
Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не
будет наследником вместе с сыном
свободной. Итак, братия, мы дети не рабы,
но свободной (Гал. 4, 28–31).
Церковь, говорит он
<апостол>, будучи неплодна, подобно
Сарре, не только стала многочадной, как
та, но и родила таким же образом, как
последняя. Как ее не природа, но обетование
сделало матерью... так и у нас, как и выше
сказано, Божественные слова, произносимые
при крещении, совершают новое творение.
Потом, чтобы кто-нибудь не сказал: «Какая
эта свобода, когда иудеи бичуют верующих,
а те, которые думают быть свободными,
подвергаются гонению?»,— он говорит,
что и тогда так же было. Измаил гнал
Исаака, но тем не менее это нисколько
не помешало преследуемому быть законным
сыном Авраама и господином преследующего...
Утешительно ли для
верующих, которые теперь подвергаются
преследованию со стороны иудеев, то,
что и Исаак тогда подвергался гонению?—
он говорит: послушай, что говорит Писание,
и получишь вразумление: за временное
гонение, которому подвергал Измаил
Исаака, он совершенно изгоняется. И в
наказание не только подвергается
изгнанию, но гораздо более — лишается
участия в том, что уготовано сыну. А это
наказание тем сильнее, что имеет свое
начало не в преследовании, а в решении
и определении Божием. Заметь также, что
он того, который не удостоился наследия,
назвал сыном не Авраама, а рабыни,
указывая, что он и очень низкого
происхождения. Итак, смотри, он доказал,
что сам закон указывает на свою отмену,
так как все сказанное, будучи прообразом
теперь совершающегося, написано в
законе, то есть в книгах Ветхого Завета...
Все это направляет к
тому, чтобы показать, что все случившееся
теперь с нами прообразовано было за
много лет прежде.
11 сентября
Стойте в
свободе (Гал. 5, 1)
Итак стойте в свободе,
которую даровал нам Христос, и не
подвергайтесь опять игу рабства. Вот,
я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь,
не будет вам никакой пользы от Христа.
Еще свидетельствую всякому человеку
обрезывающемуся, что он должен исполнить
весь закон. Вы, оправдывающие себя
законом, остались без Христа, отпали от
благодати, а мы духом ожидаем и надеемся
праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе
не имеет силы ни обрезание, ни необрезание,
но вера, действующая любовью
(Гал.
5, 1–6).
Вместо всякого
доказательства апостол ссылается на
свой авторитет. Не приносит уже пользы
Христос обрезывающемуся потому, что
таковой отвергает Его благодать и
обращается к закону как благодетелю,
Христу же вовсе не верит, как будто Он
не оказал ему благодеяния. А не веря, он
и не может получить пользы от Того, в
Которого не верит... Мы, говорит он,
верующие, не в законе, но в Духе Святом
надеемся получить оправдание. Каким
образом? Верой. Итак, должно подчиниться
водительству веры, потом наитием Святого
Духа получить прощение грехов и
удостоиться оправдания в крещении...
Прежде он сказал, что
обрезание пагубно, как же он теперь
считает его безразличным? По нашему
мнению, он говорит здесь об обрезании,
которое предшествовало вере; он как бы
так сказал: для вступивших в Новый Завет
нет пользы, если они обрезаны, и нет
вреда, если они не обрезаны. Ибо все
заключается в вере, действующей любовью,
то есть в вере, которая должна всегда
являться деятельной и живой в любви ко
Христу. Этим также указывает, что они
хотя и уверовали, но не окрепли в любви
ко Христу и вследствие этого снова
уклонились к закону, или же наставляет
их в любви к ближнему. А вместе с тем
показывает, что и обольстители их, если
бы имели любовь к ним, не дерзнули бы
делать этого. Итак, научись, что вера
становится деятельной посредством
любви, то есть является живой, а не
имеющая любви бездейственна.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |