Из истории
апостольской Церкви
Обратившиеся или
уверовавшие во Христа жили вместе, как
одно семейство. И они постоянно
пребывали в учении апостолов, в общении
и преломлении хлеба и в молитвах
(Деян. 2, 42). Значит, начатки христианского
учения, почерпнутые из проповеди апостола
Петра в день Пятидесятницы, первые
верующие постарались подробнее уяснить,
постоянно пребывая в учении апостолов...
то есть через усердное и продолжительное
назидание проповедью апостолов (всех,
а не одного Петра), с полным подчинением
их апостольскому авторитету. Отсюда
происходило <полное духовное единение>
как внутреннее единение верующих друг
с другом, которое имело источником
единую веру, полученную от апостолов.
Другими характерными признаками
внутреннего единения являются <преломление
хлеба>, под чем нужно разуметь
христианскую Евхаристию... и молитвы.
Внутреннее духовное единение и
гармоническое настроение соответствующим
образом выражалось и во внешнем устроении
жизни — в общении благ, в самоотверженной
помощи людям бедным, нуждающимся…
Уверовавшие в Иисуса
Христа как Мессию не отказывались от
исполнения Моисеева закона... Диссонанс
в жизнь <общины> внесли свободномыслившие
эллинисты. Предметом спора стал храм и
его культ, о прекращении которого, с
пришествием Христа, говорили эллинисты.
Между тем иудеи на основании предания
защищали его бесконечное существование.
Выразителем этих взглядов явился со
стороны эллинистов Стефан… Стефан не
оспаривал Божественное происхождения
храма и закона, но утверждал необходимость
их отмены с пришествием Иисуса Христа.
Языческой миссии он не требовал. Но он
помог обосновать ее чрез свое безбоязненное
слово, запечатленное мученическою
смертью… Последствия мученического
подвига его <Стефана> сказались
скоро. Гонение, поднятое против
единомышленников Стефана, заставило
их покинуть Иерусалим. Рассеявшись из
Иерусалима, они естественно действовали
как миссионеры (см.: Деян. 8, 4).
Михаил Поснов |