Вразумление
коринфянам
об истинных и
ложных апостолах
Ибо если бы я и более
стал хвалиться нашею властью, которую
Господь дал нам к созиданию, а не к
расстройству вашему, то не остался бы
в стыде (2 Кор. 10, 8).
Не сказал: я имею власть
наказывать и умерщвлять, а они не имеют,
но смиренно: если бы и более. И не сказал:
если хвалюсь, но: если бы стал хвалиться,
то есть если захочу, говорит, похвалиться
о власти, которую Господь дал нам, опять
все это приписав Господу. А получил я
ее от Бога для того, чтобы утверждать в
вере, благодетельствуя, а не наказуя...
Ибо мы не напрягаем
себя, как не достигшие до вас, потому
что достигли и до вас благовествованием
Христовым. Мы не без меры хвалимся, не
чужими трудами, но надеемся, с возрастанием
веры вашей, с избытком увеличить в вас
удел наш, так чтобы и далее вас проповедывать
Евангелие, а не хвалиться готовым в
чужом уделе
(2 Кор. 10, 14–16).
Вероятно, ложные апостолы
и отправившиеся куда-либо без всякой
проповеди хвалятся одним простым
пришествием и все приписывают себе
самим. Итак, апостол говорит: мы не
напрягаем себя, как не достигшие до вас,
ибо мы достигли не просто, но
благовествованием Христовым, то есть
не только пришли, как те, но и с проповедью
Евангелия... Показывает, что те хвалятся
трудами апостолов и хвалятся без меры,
то есть чрезмерно и чужими трудами. Мы
же не так, но, достигши до вас, мы смело
говорим, что достигли до вас. При этом
мы надеемся, без сомнения, на Бога (ибо
Павел не думал выставлять на вид себя),—
что, достаточно научив и умножив веру
вашу, возвеличимся в вас. Ибо учитель
возвеличивается тогда, когда умножает
подвиги учеников и с избытком увеличивает
свой удел, то есть расширяет ту меру
удела, которую он получил. Итак, на что
мы надеемся? На то, что и далее вас будем
проповедовать Евангелие и, может быть,
и сверх того похвалимся, если принесем
им пользу.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |